Новости

Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне

Жан-Антуан Гудон. «Диана». 1780. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии

Среди обязательных пунктов туристической программы в Лиссабоне — Музей Галуста Гюльбенкяна, утопающий в зелени разбитого вокруг здания сада. Несколько лет назад конкурс на проект расширения музейного сада и создание нового входа в Центр современного искусства выиграл знаменитый японский архитектор Кенго Кума. На территории комплекса ведется масштабная реконструкция, но основное здание Музея Гюльбенкяна работает в обычном режиме.

Музей Галуста Гюльбенкяна. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

Пройдя по тенистым аллеям, залитым солнцем лужайкам, где влюбленные парочки и семьи с детьми расположились на импровизированный пикник, вы попадаете в стильное, но немного утратившее былой лоск здание 1960-х годов (чем-то похожее на Дворец пионеров на Воробьевых горах), в недрах которого скрываются настоящие сокровища Али-Бабы: персидские ковры и миниатюры, античные древности, японские гравюры укиё-э, а также шедевры европейских мастеров — от Доменико Гирландайо до Клода Моне. Блестящая коллекция искусства была собрана финансистом и нефтяным магнатом Галустом Гюльбенкяном (1869–1955) и по его завещанию досталась Португалии. Спустя полтора десятка лет после смерти коллекционера в Лиссабоне был открыт целый музейный комплекс.

Экспозиция Музея Галуста Гюльбенкяна. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

История жизни и предпринимательской деятельности Галуста Гюльбенкяна, как и судьба его коллекции, по праву могла бы стать основой сценария приключенческого фильма. Впрочем, даже документальная книга Джонатана Конлина «Господин Пять Процентов. Множество жизней Галуста Гюльбенкяна, богатейшего человека в мире» (Mr Five Per Cent. The many lives of Calouste Gulbenkian, the world’s richest man), изданная в Британии в 2018 году, читается как захватывающий роман.

Бизнес на обломках империй

Галуст Гюльбенкян родился в Константинополе в богатой армянской семье, давно укорененной в систему торговли и предпринимательства Османской империи (до поры до времени славившейся толерантностью к своим подданным разных национальностей и вероисповеданий, лишь бы они вносили вклад в процветание государства). Он получил блестящее европейское образование во Франции и Британии и, еще даже не достигнув 20-летнего возраста, присоединился к семейному бизнесу, отправившись в Баку, где на практике изучал нефтяную промышленность, долю в которой имели и Гюльбенкяны.

Галуст Гюльбенкян был среди пионеров широкомасштабной разработки нефтяных месторождений. Он предсказал открытие крупнейших залежей нефти в Турции, Ираке, на Аравийском полуострове и в Персидском заливе и привлек к их разработке европейские страны. Он был представителем по продажам бакинской нефти в Лондоне, где обосновался после 1897 года. Гюльбенкян стоял у истоков голландской, британской, иракской, турецкой и других нефтяных компаний, в которых обычно сохранял за собой пожизненную долю в 5% от прибыли — так и появилось шутливое «гос­подин Пять Процентов».

Галуст Гюльбенкян перед статуей Хора в храме Эдфу. Египет, 1934. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

Впрочем, сам он не любил, когда его называли торговцем нефтью и возражал: «Я считаю себя архитектором бизнеса!» Его состояние оценивалось примерно в £3 млрд. Нефть на протяжении ХХ века была (и остается по сей день) важным, если не решающим козырем в большой геополитической игре, поэтому его неизменное участие практически во всех крупных мировых сделках по нефти обеспечило ему серьезные контакты и влияние в правительственных кругах стран Европы и Ближнего Востока.

Впрочем, ни политическое влияние, ни баснословное богатство не избавили Гюльбенкяна полностью от катаклизмов ХХ века, хотя и позволили относительно благополучно их пережить. Его родители после очередной волны геноцида армян в Турции в конце 1890-х были вынуждены переехать в Египет. С тех пор поддержка армянского народа всегда была приоритетным направлением его и без того обширной филантропической деятельности.

Коллекция искусства

Предметы искусства Гюльбенкян собирал, пользуясь своими широкими возможностями, на протяжении всей жизни. Еще в конце 1890-х он объединился с османским торговцем антиквариатом Агопом Кеворкяном, который экспортировал в Лондон персидские ковры, изникский фаянс и другие предметы старины.

Иллюстрированная Библия на армянском языке. Стамбул. 1623. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

Коллекционером Гюльбенкян был почти всеядным: египетские древности и персидская керамика, золотые римские медали, китайский фарфор и японская лаковая миниатюра, роскошная французская мебель красного дерева и европейская живопись. Живописная коллекция также весьма разнообразна: картины голландцев XVII века, барбизонцев, импрессионистов соседствуют с французскими и английскими портретами XVIII столетия и венецианскими ведутами.

В этом смысле собрание живописи Гюльбенкяна очень напоминает собрания таких его современников, как американцы Генри Фрик или Поль Гетти. Его можно считать эталоном коллекционера-гедониста, страстно увлеченного французским XVIII веком — золотой эпохой короля Людовика XVI. Именно это роднит его собрание с парижскими коллекциями, впоследствии ставшими музеями (например, супругов Нели Жакмар и Эдуара Андре).

Методы приобретения произведений искусства у Гюльбенкяна были весьма эксцентричными: он любил держать в напряжении широкий круг дилеров и кураторов, с которыми консультировался. Его сеть посредников включала галереи Agnew’s, Colnaghi и Knoedler, дилеров Поля Розенберга, Джозефа Дювина и Георга Вильденштейна — иначе говоря, всех самых влиятельных игроков тогдашнего арт-рынка. Искусствовед сэр Кеннет Кларк впоследствии вспоминал: «Я никогда не встречал человека столь же подозрительного. Он всегда держал штат шпионов».

Доменико Гирландайо. «Портрет молодой женщины». Около 1490. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

Коллекционерские и предпринимательские интересы и компетенции Гюльбенкяна неоднократно пересекались. Так, торгуясь с некоторыми дилерами за особенно желанные произведения, он использовал свои инсайдерские биржевые сведения, чтобы добиться минимально возможной цены. К примеру, в 1920 году он написал Дювину письмо, в котором сообщил, что ему точно известно, какую прибыль тот получил, следуя его советам по инвестированию. Взамен он ожидал «по-настоящему выдающееся произведение искусства, в котором я увижу ценность и перспективу роста».

О дальнейшей судьбе своего собрания Гюльбенкян всерьез раздумывал с конца 1920-х годов. Еще до завершения строительства особняка в Париже в 1927 году он выразил желание превратить дом 51 по авеню д’Иена в дом-музей, призванный сохранить его вкус для потомков. «Построен как линкор», — так он описал его Кларку, тогдашнему директору лондонской Национальной галереи, который обсуждал вопрос о выделении средств на строительство крыла Гюльбенкяна для размещения его коллекции на месте нынешнего крыла Сейнсбери.

В 1937 году, когда международная обстановка усложнилась, Гюльбенкян отказался от политики централизации своих коллекций в Париже. Его художественная коллекция стала объектом внимания со стороны лондонской Национальной галереи и Национальной художественной галереи в Вашингтоне: в обеих на разных этапах размещались произведения из его собрания.

Клод Моне. «Натюрморт. Около 1872. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

Шедевры Эрмитажа

Именно соединение коллекционерской страсти Галуста Гюльбенкяна и нефтяных интересов советского правительства стало решающим фактором для осуществления покупок 1928–1930 годов, когда ему удалось первым приобрести работы из Эрмитажа. Вопрос о российской нефти и вообще об иностранных инвестициях в Россию стоял очень остро в 1920-е годы, когда многие страны еще не установили дипломатические отношения с новой властью. Предпринимательская деятельность Гюльбенкяна и его предложение помочь в продаже российской нефти за рубеж обеспечили ему контакты на высоком уровне в Москве, а также благосклонность советского режима.

Сохранившиеся каталоги Эрмитажа с отметками Гюльбенкяна демонстрируют, с какой тщательностью он готовил список желаемого. Он мечтал заполучить «Юдифь» Джорджоне и многое другое, но в конце концов ему пришлось ограничиться десятком картин и пятнадцатью предметами столового серебра. В их числе — «Благовещение» Дирка Баутса, две картины Юбера Робера с изображением Версаля, потрясающие «Портрет Елены Фурман» Питера Пауля Рубенса и «Старик» Рембрандта, картины Никола Ланкре, Антуана Ватто и Герарда Терборха. Также он приобрел мраморную «Диану» Жан-Антуана Гудона, когда-то купленную Екатериной II непосредственно у скульптора и бывшую своеобразной визитной карточкой Эрмитажа.

Питер Пауль Рубенс. «Портрет Елены Фурман». 1630. Фрагмент. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

Все покупки были доставлены в парижский особняк на авеню д’Иена. Благодаря статусу Гюльбенкяна как финансового советника персидского представительства в Париже, таможенникам не разрешалось вскрывать чемоданы и пошлина не уплачивалась.

Почему Португалия?

К началу Второй мировой войны Галуст Гюльбенкян прочно обосновался в Париже, но после оккупации города нацистами срочно выехал в Португалию — фактически бежал, как когда-то его родители из Стамбула в Каир. Сначала Португалия не рассматривалась как пункт назначения для него и его семьи, но португальский отпуск затянулся. Именно здесь он провел последние 13 лет своей жизни.

То, что произведения искусства оказались в Лиссабоне, а Фонд Гюльбенкяна унаследовал все богатства — чистая случайность. Во время Второй мировой Португалия сохраняла нейтралитет (при правом диктаторе Антониу Салазаре). Лиссабон стал пристанищем для многих богатых европейцев, а также маршрутом бегства от нацистов еврейских беженцев. Гюльбенкян пытался получить визы в Швейцарию и США, но эти страны выказали интерес к его финансовым делам и налоговым проблемам. В итоге он счел нейтральную Португалию подходящим местом для убежища.

Пьер-Огюст Ренуар. «Портрет Камиллы Моне». 1872–1874. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

В соответствии с завещанием, составленным 18 июня 1953 года, его наследники и преданные сотрудники получили щедрое пожизненное содержание, а остальное имущество он оставил приютившей его стране. В 1956-м правительство Португалии приняло решение об учреждении Фонда Галуста Гюльбенкяна, на средства которого были созданы и финансируются организации по оказанию помощи армянам, музыкальные школы и великолепный музей в Лиссабоне. Главной целью фонда является поддержка научных, культурных, образовательных, художественных и гуманитарных начинаний. Сегодня его помощью пользуются свыше 70 стран мира.

Музей в Лиссабоне

Спустя почти полтора десятка лет после смерти коллекционера, в 1969 году, в португальской столице был открыт музей, носящий имя Галуста Гюльбенкяна. Команда из трех архитекторов — Руй Жервиш Атогия, Педру Сид и Жозе Альберту Пессоа — спроектировала величественное и одновременно простое здание, в котором под одной крышей собраны столь разнообразные произведения искусства.

Здание музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне. Фото: Calouste Gulbenkian Museum

Постоянная экспозиция выстроена по хронологическому и географическому принципам и представляет обширную коллекцию произведений искусства: египетские скульптуры, восточная керамика, древние рукописи, античные украшения, нумизматическое собрание, уникальные произведения исламского искусства и, наконец, картины всемирно известных художников. 

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»