Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Этикетка от упаковки мыла «Красная Москва». Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
Классическая эстетическая теория гласит, что у человека пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Современные психологи утверждают, что это не так: есть еще шестое чувство — проприоцепция, которая сообщает нам о положении тела и его конечностей в пространстве, седьмое — равновесие и восьмое — ощущение температуры. Как бы то ни было, музеи всегда, испокон веков предпочитали работать только с первым. Музеи — храмы зрения. Ситуация начала меняться лишь во второй половине ХХ века, когда саунд-арт стал явлением, которое уже было невозможно игнорировать. Вторгся звук. Затем настало время обоняния — нюха. С 2010-х годов ольфакторное искусство, тихо возникшее двумя десятилетиями раньше, становится все более и более заметным не только в галереях современного искусства, но и в традиционных музеях.
Этикетка мыла «Дуняша». Госфабрика ТЭЖЭ. 1920-е. Из частной коллекции Ирины Воробьевой. Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Новое восприятие ароматов — таких мимолетных и неуловимых, таких несерьезных — теперь уже в качестве полноценной темы для умного разговора и настоящего искусства обогатило спектр сюжетов для выставок. В наши края все добирается медленнее, однако вот проект, который явно окажется заметным в истории отечественных музейных запахов. Выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе» в Центре «Зотов» соединяет непривычный и поэтому такой интересный медиум с ностальгической и поэтому безошибочно привлекательной темой. Выставка посвящена советской парфюмерной индустрии 1920–1930-х. В заглавие попали легендарные духи «Красная Москва» фабрики «Новая заря».
Фабрика «Новая заря» была основана в 1864 году и до революции называлась в честь владельцев «Брокар и Ко». Бывшая и до национализации одним из главнейших в России производителей духов, она сохранила свое важнейшее значение в советское время. Выпуск в 1920-х годах легендарного аромата «Красная Москва», по легенде основанного на романовских рецептах, стал вехой ее истории. Для советской парфюмерии, да и вообще повседневного быта элегантных женщин, эти духи были тем же, что Chanel № 5 на Западе (их формулы, кстати, часто сравнивают и находят сходство).
Упаковка крема «Молодость». Госфабрика ТЭЖЭ. Из частной коллекции Ирины Воробьевой. Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Выставка продолжает тематику проектов «Зотова» с пристальным вниманием к золотому периоду развития советского искусства между двумя мировыми войнами. В предшествующем проекте, посвященном супружескому дуэту Елены Гуро и Михаила Матюшина, важнейшим игроком выступала музыка, без прослушивания которой сюжет выставки был непонятен. В новой экспозиции таким персонажем становятся запахи. Кураторы Елена Желудкова и Дарья Донина сделали выставку по-настоящему ольфакторной. Иначе как в наши времена рассказать об истории духов, не дав их продегустировать? Это было бы старомодно!
Старомодность при этом явный лейтмотив экспозиции, но совсем в другом ключе, обаятельном. Говорят, что запах счастья — это то, как пахло дома у любимой бабушки. И не для всех это будет запах пирогов — для некоторых это «Пиковая дама» или «Ландыш серебристый», хотя они и не подозревают об этом. Обонять посетителям выставки предлагают по-разному, с использованием новейших экспозиционных методов. Никаких стеклянных колпаков с тряпочками! Ключевая инсталляция — «парфюмерный орган», в котором знаковый аромат разложен на семь нот и нажатием клавиш которого можно импровизировать.
«Красный мак». Высшего качества пудра и губная помада в металлическом пенале. Плакат. Художник М. Литвак. Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Параллельно с нажатием на самые потайные кнопки нашего подсознания (потайные, потому что запахи, в отличие от прочих чувств, живут в древнейшей части мозга и оттого триггерят сильнее прочего) кураторы показывают предметы материального быта.
Таким образом, получается история о том, как после безжалостных и голодных лет военного коммунизма наступила эпоха нэпа. В 1920-е снова кипит жизнь и людям хочется быть красивыми. Телесность, так презираемая ранее, когда требовалось попросту выживать, выходит на первый план. Девушки хотят носить чулочки, пудриться и танцевать фокстроты. Появляются новые фасоны платьев и профессиональные модельеры, часто женщины (про это недавно была другая выставка, и даже не одна), а косметические фабрики, какие уцелели, снова начинают производить товары — такие мещанские и такие очаровательные.
Журнал «Домашняя портниха», № 4, лето 1926. Из частной коллекции Ирины Воробьевой. Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Немного парадоксально, что выставка об этом разместилась в здании совсем другой фабрики — бывшего хлебозавода, прямо-таки насыщенного идеологией пользы, а не красоты. Однако лаконичные пропорции конструктивизма все равно тут пришлись кстати. План центрический: в центре — флакон «Красной Москвы», вокруг — тема «женщины», а вокруг нее — «город». Как говорит куратор Дарья Донина, это закольцовывается, ведь Красная Москва — это тоже город. Экспозиция при этом поделена на семь разделов: «Москва 1920-х», «Фабрика „Новая заря“», «Нэповская Москва», «Империя ТЭЖЭ», «Москва 1930-х», «Торговля», а также «Кинокоридор».
Крем от веснушек «Красота». Госфабрика ТЭЖЭ. 1930-е. Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Антикварным наполнением выставки стала частная коллекция советских духов и всего, что к ним прилагается, которую предоставила вице-президент Союза коллекционеров России и соучредитель Русского музея парфюмерии Иринa Воробьева. Винтажные сокровища обрамлены живописными — это картины соответствующего периода из Третьяковской галереи, Русского и Исторического музеев, РОСИЗО и других. Они тоже про духи, женщину и город. Завершает все объект Ирины Кориной — антикварный шкаф с фамильными вещицами из прихожей старого московского дома.
Несколько фактов об ольфакторном искусстве
Машина запахов Smeller 2.0
Ольфакторная «пьеса» Osmodrama Berlin в церкви Святого Иоанна Евангелиста в Берлине. 2016. Фото: Wikimedia Commons
Ольфакторное искусство развивается так интенсивно, что уже давно, с 2013 года, существует специальная награда за лучшие проекты — The Art and Olfaction Awards, которую вручает американский Институт искусства и обоняния. В 2016 году ее победителем стала ольфакторная «пьеса» Osmodrama Berlin, которую на машине запахов Smeller 2.0 междисциплинарного художника Вольфганга Георгсдорфа исполняли в церкви Святого Иоанна Евангелиста в Берлине. При этом первую версию своего парфюмерного органа Георгсдорф создал еще в 1990 году.
Музей запахов fragonard
Fragonard Musée du Parfum в Париже. Фото: Benjamin Chelly
Наиболее классические экспозиции про запахи — это те, которые делают отраслевые музеи парфюмерных фирм. Они обычно опираются на большое количество сохранившихся предметов: флаконы, архивные документы. Самым известным из таких музеев является Fragonard Musée du Parfum в Париже. Он принадлежит фирме Fragonard (существующей с 1926 года) и был открыт в 1993 году. Он так популярен среди туристов, что имеет филиал Théâtre-Musée des Capucines, где показывают старинное оборудование дистилляции, сырье и тому подобное.
Прерафаэлиты и их запахи
Проект «Ароматные видения. Запах в искусстве 1850–1915 годов» в Галерее Уоттса в Комптоне в графстве Суррей. Фото: Libby Whyte/Watts Gallery Trust
Британские выставки об истории запахов в классическом формате в 2024–2025 годах сосредоточены на прерафаэлитах. Это проект «Ароматные видения. Запах в искусстве 1850–1915 годов» в Галерее Уоттса в Комптоне в графстве Суррей и «Запах и искусство прерафаэлитов» в Институте изящных искусств Барбера в Бирмингеме. Там были собраны картины, в которых есть тема запахов. Их оказалось неожиданно много, а вот ароматическое сопровождение было сдержанным. Говорят, очень важно найти спонсора: инсталляции ныне дороги.
Запах свежих мумий
Неизвестный автор. «Месу, нюхающая лотос». Около 1525-1504 гг. до н.э. Новое царство, Фивы, Египет. Фото: The Met
Запах может стать важным пиар-активом. В 2025 году было опубликовано научное исследование, в котором на основе химического анализа реконструировалось, чем именно благоухали свежие мумии. Ведь это было дорого и очень красиво. Это исследование позволит создать новые ароматы для музеев, чтобы заманивать публику. Например, на такие проекты, как мультисенсорная выставка «Духи Древнего Египта через века», которая в минувшем году прошла в каирском Египетском музее. Помимо прочего, зрителям предлагали три сцены виртуальной реальности о сборе сырья и изготовлении духов.
Центр «Зотов», Москва
«Красная Москва. Женщина в большом городе. Парфюмерная индустрия 1920–1930-х»
11 июля – 19 октября