Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
В этом году Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow значительно расширилась, заняв два этажа «Тимирязев Центра», а многие галереи (всего их 100) представили по два стенда, разделив презентационную и коммерческую составляющие (они хотели бы и три, но организаторы посчитали это дискриминацией более скромных коллег по цеху). Как ни удивительно, но атмосфера на открытии была даже более «молодежной» и беспечной, чем на Ярмарке молодого искусства blazar. Возможно, роль сыграло само пространство, где много света и воздуха, но и стенды в общей массе кажутся яркими, энергичными и задорными. Одна из зрительниц выделила объединяющую тему ярмарки как «расфокус» — невозможность сосредоточиться на отдельных произведениях.
«Коллекционером года» стала Наталия Опалева, показавшая небольшую часть своего собрания на отдельном стенде. «Художниками года» еще летом была объявлена нижегородская арт-группа «Провмыза» — Галина Мызникова и Сергей Проворов, которым тоже выделили пространство, где они показали новую работу — монументальную фотографию «Семена», напоминающую о классических фресках и в то же время представляющую редкий жанр «перформативной скульптуры». Звание «Лучший стенд» получила ранее нижегородская, а теперь и московская галерея Futuro с лаконичными работами Леонида Костина из проекта SPAS — пустыми досками, по образу иконными, разных форм и размеров. Самое дорогое, титульное произведение, расположенное в центральной части стенда, стоит 1,5 млн руб., небольшие разноцветные деревянные бруски с подвесом — 10 тыс. руб.
«Коллекционером года» стала Наталия Опалева, показавшая небольшую часть своего собрания на отдельном стенде. Фото: Cosmoscow
Один из стендов галереи Syntax собрал произведения, объединенные темой переосмысления наследия СССР. Самые дорогие здесь — работы классика соц-арта Александра Косолапова: полиптих 1989 года — €240 тыс., скульптура Микки-Мауса и Минни-Маус в образе «Рабочего и колхозницы» — €50 тыс. Самые бюджетные — холсты Людмилы Константиновой «Гадина» и «Мусор» — по 280 тыс. руб. Второй стенд полностью отдан под холсты Валерия Кошлякова.
11.12 Gallery, известная склонностью к большому, яркому и «странненькому», представила картины группы Doping-Pong, где пионерские реалии смешиваются с научной фантастикой. В проекте «Искатели» пионеры ищут то снежного человека, то НЛО, то Несси (2,5–3,5 млн руб.). Не обошлось и без хайповой темы: Алексей Азаров предлагает приобрести в домашнюю коллекцию Лабурашку и Чебубу по 350 тыс. руб.
Резиновые фигуры являются визитной карточкой петербургского художника Владимира Козина, создателя группы Parazit, на одноименном стенде. Там же изобилие зеленых деревьев и их фрагментов от Наримана Калашникова, Игоря Янковского и Семена Мотолянца. Зеленая ветка «в экзистенциальном кризисе», «думающая о смысле жизни» или, например, «в крапинку» обойдется в 100 тыс. руб.
На стенде галереи Fine Art представлены три живописца разных поколений: новые работы Владимира Дубосарского из серии «Под водой» (2,6 млн руб.), Тимофея Смирного (800 тыс. руб.) и самого юного из них — Евгения Шадко (800–880 тыс. руб.).
Звание «Лучший стенд» получила ранее нижегородская, а теперь и московская галерея Futuro с лаконичными работами Леонида Костина из проекта SPAS. Фото: Cosmoscow
На нескольких стендах центральное место занимает «объект-заманушечка». У PA Gallery это одиноко стоящая посреди практически пустого пространства синяя колонка с льющейся в ведро водой — «Текущий момент» самарской звезды Андрея Сяйлева. Ностальгирующие по лету у бабушки в деревне коллекционеры могут приобрести объект для пробуждения воспоминаний за 2,2 млн руб.
Внушительную площадь стенда ARTZIP Gallery занимает «Юла желаний» Насти Миро за 3 млн руб. — увеличенная во много раз крутящаяся модель советской игрушки.
Pogodina Gallery привлекает внимание ассамбляжами по мотивам пожарных щитов Витаса Стасюнаса (любой из них по 2 млн руб.) и работой Ивана Симонова, мимо которой не мог спокойно пройти ни один представитель мужского пола, — изображением жилого дома с текстом «Жизнь 40-летнего пьющего, курящего мужчины имеет значение» на брандмауэре.
Яркий стенд Sistema Gallery представляет живопись Станислава Шурипы, ассамбляжи Миши Моста (500 тыс. руб.) и Миши Бурого. Последний так описывает свою серию: «Cell функционирует как система герменевтических крипт, где форма — это жесткий, технологический детерминизм, а содержание — неуловимая онтологическая аномалия. Каждый объект является топологическим сгустком памяти, заключенным в архитектуру футуристического реликвария, который симулирует не столько шкатулку или врата, сколько интерфейс для несовершенного доступа к сакральному ядру „Я“». Как говорится, ничего непонятно, но очень интересно.
«Художниками года» еще летом была объявлена нижегородская арт-группа «Провмыза» — Галина Мызникова и Сергей Проворов, которым тоже выделили пространство, где они показали новую работу — монументальную фотографию «Семена». Фото: Cosmoscow
Дебютант ярмарки — арт-проект Fuck Work, созданный буквально этим летом художником Кириллом Бургиным. «Наша цель звучит так, — описывает свою миссию в одном из интервью автор, — показать, что искусство — это не только концептуальные манифесты и серьезные работы, требующие расшифровки, а порой просто честность, угар и смелость». Все перечисленное, безусловно, присутствует на стенде, получившем название Room 72. Это импровизированный номер в придорожном отеле, оформленный в розовом цвете; вокруг гигантской кровати расположились разудалые работы Кирилла Бургина и его друзей. Холсты в нарочито примитивном стиле, отражающие бытовые сценки из жизни не самых респектабельных членов общества с вкраплениями фантазийных элементов, обойдутся покупателю в полмиллиона рублей. Композиции из разных пород дерева на ту же тему от творческого дуэта Rolling Logs — 200–400 тыс. руб., расписные доски от скейта авторства Никиты Daemonick — 80 тыс. руб.
Весьма оригинальную концепцию демонстрации произведений избрал фонд «Новые коллекционеры». Проект un[ПАК]ing представляет собой глухую стену из шкафчиков, где зрителю предлагается в прямом смысле слова открыть для себя искусство. Так показали избранные работы из молодого, динамично развивающегося собрания Дениса и Милы Пак.
На втором этаже расположились секции дизайна, графики, тиражного искусства и некоммерческие институты. В этом году «институцией года» стал Центр творческих индустрий «Фабрика», «музеем года» — красноярский Музейный центр «Площадь Мира», а одним из спецпроектов — «Арт-резиденции Нижегородской области», объединяющий художников-резидентов за три года существования программы.
Участники в секции «Дизайн» также порадовали профессиональное сообщество необычным оформлением и концепциями. Например, стенд галереи Sample, как объясняется, «объединен темой „Чаепитие в конце света“ — меланхоличной гостиной, застывшей в предчувствии катастрофы». Среди прочего там можно увидеть мебель с ножками в виде стволов березы из серии Pasoka Ани Андросовой. Ширма из бука и льна Nostalgia от Blockstudio создана в ходе совместного проекта «Прототип» галереи Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2».
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow
Минималистичная, даже аскетичная мебель дизайнера Семена Лавданского представлена на стенде арт-бюро & галереи ULM. Стул и стол из дуба стоят 450 тыс. и 750 тыс. руб. Арт-пространство Yomoota на пестрящем красками стенде представило работы своего основателя Тараса Желтышева. Ступая сюда, будто попадаешь в новую мультипликационную вселенную. Стулья его авторства в белом и бирюзовом цвете из серии Inflated Ass выполнены из войлока, металла и полиуретана, их можно приобрести за 1,4 млн руб.
Еще одним приятным бонусом для посетителей стали промозоны брендов. Например, для детей и не стареющих душой взрослых у выхода на ярмарку расположилось пространство Chupa Chups, рассчитанное на максимально широкую аудиторию. Там рассказывают, что дизайн конфет в свое время разработал Сальвадор Дали, а также одаривают как самими леденцами, так и лимонадами на их основе.
Настоящей и неожиданной сенсацией стала коллаборация «Мясного дома Бородина» с группой художников AES+F. В уютном шатре, застланном циновками и подушками, появились цифровые джунгли, полные экзотических цветов и грациозных обитателей.
Совокупность всех факторов, обилие «игрушек», ярких объектов, приятных текстур как будто бы погрузили посетителей 13-й Cosmoscow обратно в лето, заставив забыть об уже прошедших отпусках и предстоящей осенней хмари.