Экспертные организации занялись современностью
Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. Фото: Николай Казеев
Современное искусство становится предметом научной экспертизы, которая, казалось бы, должна быть сосредоточена на произведениях прошлых эпох. Рассказываем сразу о трех организациях в Москве
Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. «К концу первой четверти XXI столетия творчество представителей советского андерграунда окончательно утратило статус современного искусства и перешло в категорию классики. Уверенный рост цен на работы нонконформистов способствовал возникновению большого количества подделок. Постепенный и неизбежный уход из жизни авторов и их современников привел к тому, что традиционный способ атрибуции подобных произведений на основе обращения к самому художнику, первому владельцу или же к очевидцу события стал практически невозможен», — говорят в центре. Здесь уже наработана большая эталонная база (макросъемка, фотофиксация в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенологические снимки), которая основана на образцах из крупнейших музеев и частных коллекций. Также центр планирует привлекать к работе известных искусствоведов и коллекционеров.
Другое видение у российской компании ArtCollecting, которая запускает комплекс услуг по привлечению наследников художников к экспертизе произведений. «Традиционные методы технико-технологической экспертизы, включая макросъемку, рентгенографию и исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном спектрах, остаются важной частью процесса. Однако они более не являются достаточными без привлечения архивных данных и свидетельств современников», — сообщают они. Компания планирует работать с семейными архивами и поручать ИИ обрабатывать массивы данных (кадры из документальных фильмов, репортажи с выставок, частные фотоальбомы), чтобы обнаружить упоминания работ и установить их историю.
Одновременно в Москве начал работу Институт экспертизы современного искусства (ИЭСИ) — институция, занимающаяся подтверждением подлинности работ современных художников. Ее основали художник и коллекционер Паруйр Давтян и искусствовед и куратор Андрей Мизиано. Своей главной задачей институт объявляет формирование прозрачной и достоверной системы сертификации российских и советских произведений, созданных с 1960-х годов по сегодняшний день такими художниками, определившими лицо отечественного современного искусства, как Никита Алексеев, Юрий Злотников, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Иван Чуйков и многие другие. В работе ИЭСИ опирается на архивы Института современного искусства Иосифа Бакштейна и музея МАНИ и планирует приглашать экспертов, среди которых упомянуты Ирина Горлова,