Динозавры и ловцы жемчуга: в Абу-Даби открыли два музея

Национальный музей шейха Заейда (ZNM). Фото: Zayed National Museum
У Лувра в Абу-Даби на острове Саадият появилось два новых соседа — музеи, также потрясающие своей архитектурой и наполнением
Два новых музея открылись в Абу-Даби в течение этого месяца. Оба они находятся на музейном острове Саадият, неподалеку от Лувра в Абу-Даби. Первым начал работу гигантский Музей естественной истории Абу-Даби, а за ним — Национальный музей шейха Зайеда, посвященный истории страны. Как свойственно и другим музеям, возникшим в этом городе за последние годы, они поражают размахом, современной архитектурой и подходом к экспонированию.
Музей естественной истории
Музей естественной истории Абу-Даби (NHMAD) разместился во впечатляющем, построенном специально для него здании. Созданное нидерландским архитектурным бюро Mecanoo (архитектор Нуну Фонтарра), своим силуэтом оно напоминает ближневосточные зиккураты или даже легендарные сады Семирамиды: на крышах его корпусов разрослись посадки, зеленые лианы контрастно сползают по белым фасадам.

Музей естественной истории Абу-Даби разместился в построенном специально для него здании, созданном нидерландским архитектурным бюро Mecanoo. Фото: Natural History Museum Abu Dhabi
Музей площадью 35 тыс. кв. м предназначен в первую очередь детям — тем, кто интересуется космосом, геологией, динозаврами и иными дикими животными, в первую очередь вымершими. Причем ставку делают на зверей, удачно распиаренных кинематографом, — скелеты разнообразных динозавров (два диплодокида, брахиозавр, каатедок и барозавр) встречают публику уже в фойе, светлом пространстве размером с целое театральное здание обычного европейского городка.

Музей NHMAD площадью 35 тыс. кв. м предназначен тем, кто интересуется космосом, геологией, динозаврами и иными дикими животными, в первую очередь вымершими. Фото: Natural History Museum Abu Dhabi
Рассказ музейной экспозиции идет от самого начала — Большого взрыва — и заканчивается млекопитающими, охватывая 13,8 млрд лет. Мы проходим через залы, посвященные космосу и зарождению Земли, где, помимо впечатляющих видеоинсталляций, представлены подлинные артефакты и окаменелости. Среди них — самый большой фрагмент Луны, добравшийся до нас, австралийский Мурчисонский метеорит 1969 года и тому подобное. Затем снова наступает время для динозавров, только теперь уже в более подробном изложении. Самая запоминающаяся часть экспозиции — первая в истории композиция из двух скелетов сражающихся тираннозавров, каждый из которых высотой более 10 м. Причем один из «бойцов» — легенда (внезапно) арт-рынка: этот скелет из Южной Дакоты по прозванию Стэн, возрастом 67 млн лет, был продан на аукционе Christie’s в 2020 году анонимному покупателю за $31,8 млн. Среди других выставленных в музее окаменелостей и археологических находок — скелет Stegotetrabelodon syrticus, огромного четырехбивневого слона, причем найденный именно в этом регионе, который раньше не был настолько пустынным.

Скелеты разнообразных динозавров встречают публику уже в фойе NHMAD. Фото: Natural History Museum Abu Dhabi
Наконец, финальный раздел посвящен более привычным животным, представленным искусно сделанными муляжами и скелетами. Так, в секции, посвященной обитателям моря, показаны три остова кита, в том числе полный скелет 26-метрового синего кита, выбросившегося на берег Новой Шотландии в 2021 году. Отметим артистический подход к экспонированию: китовые останки представлены не как в анатомическом театре, выхолощенно и академически, а художественно «драпированы» тем, что окружало бы их на дне морском, — кораллами, ракушками.
Стандартные экспозиции в витринах и в открытом показе (без стекла) дополнены уютными помещениями, приспособленными специально для детей. Это несколько очень продуманных «лабораторий», в которых можно заниматься исследованиями и экспериментировать. В общем, образовательный проект для малолетних естественников получился потрясающий, а стоимость его создания не разглашается.

Рассказ музейной экспозиции NHMAD идет от самого начала — Большого взрыва — и заканчивается млекопитающими, охватывая 13,8 млрд лет. Фото: Natural History Museum Abu Dhabi
Собрание молодого музея еще относительно невелико — около 7 тыс. предметов, из них выставлено примерно 2,6 тыс. Но оно активно пополняется, в том числе силами сотрудников — научных работников, приглашенных в NHMAD со всего мира. Впрочем, главное качество музея — все равно упор на визуальность, привлекательность для туристов — опять-таки со всего мира.
Национальный музей шейха Заейда
Второй из новорожденных музеев, открывшийся 3 декабря, назван в честь «отца нации», человека, который превратил Абу-Даби из деревеньки бедуинов в современный технорай. Тех, кто посещал город или видел его на фотографиях, Национальный музей шейха Заейда (ZNM) наверняка заинтересовал уже давно: именно ему принадлежат высоко вздымающиеся ажурные «паруса», которые видны от Лувра в Абу-Даби и из других важных мест района. Ничего удивительного, ведь этот архитектурный проект, от которого трудно отвести взгляд, создан легендарным бюро Foster + Partners. А его доминанта — это не паруса, а крылья сокола — птицы, крайне важной для арабов и особенно любимой покойным шейхом. Это здание встает в ряд с другими шедеврами Нормана Фостера и продолжает ту линию развития общественных пространств, которая остается самой актуальной со времен сиднейской оперы.

Здание Национального музей шейха Заейда создано легендарным бюро Foster + Partners. Фото: Zayed National Museum
Интерьеры нового музея площадью 56 тыс. кв. м оставляют посетителя завороженным. Фойе на первом этаже отчасти цитирует легендарную лестницу нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма, только умножив ее раз в десять и перекрутив. Эта бетонная массивность и головокружительная основательность создают парадокс восприятия — трудно представить себе, что ты находишься внутри того самого «крылатого» здания.
Что касается экспозиции, то ее тематическая узость — то, что может сделать музей менее интересным для иностранной публики, чем экспонаты у соседей по острову Саадият. Однако кураторы и архитекторы делают все, чтобы искупить эту уязвимость. Вернее, первую ноту в этой борьбе задают архитекторы ландшафтные. Визит в ZNM предлагается начинать не с парковки под стенами здания, а с 600-метровой аллеи — продуманного ботанического сада Аль-Масар, наполненного аравийской растительностью из самых разных зон, с научными описаниями на этикетках. Среди упорных кустов и травы, ярко иллюстрирующих приспособляемость флоры к жарчайшему солнцу, поставлено несколько скульптур местных животных — кроликов, ланей (травмированные московской городской скульптурой с радостью обращают внимание на то, что они выполнены из камня, что придает им совсем другой настрой).

18-метровая реконструкция судна цивилизации Маган бронзового века в фойе ZNM. Фото: Zayed National Museum
Что касается экспонатов в залах, то они — согласно программе музея — исследуют историю человечества, ландшафты, языки и культуру Объединенных Арабских Эмиратов с доисторических времен до наших дней, охватывая 300 тыс. лет, то есть продолжая примерно с той точки, на которой остановился Музей естественной истории, с распространения homo sapiens. Таким образом, ZNM соединил рассказ о природе региона, древнейшем ее населении, а также, более подробно, о железном веке — с III тысячелетия до н.э. — и распространения ислама — с VII века н.э. Местная материальная история, если брать экспонаты, бедна по сравнению с другими арабскими странами из-за в основном кочевого образа жизни обитателей этих краев в течение веков. Исключение — это, во-первых, небольшая часть населения, возделывавшая землю в оазисах, а во-вторых, ловцы жемчуга из поселений на побережье Персидского залива. Трудному ремеслу последних посвящен отдельный зал, в котором стоит целый корабль, но не подлинный: внутри сделаны витрины, а на парусе — видеопроекция. Кстати, это не единственный здесь корабль. В фойе на первом этаже установлен более крупный — 18-метровая реконструкция судна цивилизации Маган бронзового века. Но внутрь этого величественного корабля с черными парусами залезть нельзя. В числе прочих экспонатов — археологические находки, предметы быта, личные вещи правящей семьи (включая ретроавтомобили), много видеопроекций и прочее.

Проблему дефицита роскошных экспонатов и знаменитых шедевров планировалось решить тем же образом, что и в Лувре в Абу-Даби, — коллаборацией с одним из мировых музейных гигантов. Фото: Louvre Abu Dhabi
Задачу отсутствия знаменитых на весь мир шедевров планировалось решить тем же образом, что и в Лувре в Абу-Даби, — коллаборацией с одним из мировых музейных гигантов. Еще в 2009 году был подписан контракт с Британским музеем, однако из-за переноса сроков открытия ZNM сотрудничество не удалось воплотить в задуманном формате и музей теперь полагается больше на собственные силы. Впрочем, пока 1,5 тыс. экспонатов, размещенных в шести больших зонах с высоченными потолками, привлекают меньшее внимание, чем динозавры. Однако, зная, как в Абу-Даби продуманно относятся к своей музейной политике, предвидим, что они сделают все, чтобы эту ситуацию исправить.




