В Эрмитаже открыт заключительный раздел постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого»

Драгоценные кубки из стекла в экспозиции 11 зала «Галереи Петра Великого». Фото: ПАО «Газпром»
В Эрмитаже завершено формирование постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Открылись все 11 залов, и сложился единый рассказ о России XVIII века
К финалу подошел проект, стартовавший при поддержке ПАО «Газпром» в 2022 году: в особом пространстве Зимнего дворца, где собраны личные вещи Петра Великого и предметы, связанные с эпохой первого российского императора.
«Работа над экспозицией длилась почти пять лет. Сохранение памяти о Петре — одно из ключевых направлений, которое поддерживает Газпром. Мы реализуем целую палитру проектов — от художественных фильмов и международных выставок до воссоздания Триумфального столпа. И среди них сотрудничество с Эрмитажем занимает центральное место. Теперь постоянная экспозиция, рассказывающая о наследии Петра, доступна всем гостям музея», — сказала на открытии Елена Давыдова, генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома, начальник управления ПАО «Газпром».

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа, Елена Давыдова, генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома, начальник управления ПАО «Газпром», Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, Вячеслав Федоров, заведующий отделом истории русской культуры (слева направо) на открытии «Галереи Петра Великого». Фото: ПАО «Газпром»
«Галерея Петра Великого» — постоянная экспозиция в Зимнем дворце, посвященная наследию императора. В залах представлены предметы гардероба Петра I, его научные инструменты, оружие, трофеи Полтавской битвы. Здесь можно увидеть живописные и скульптурные портреты самодержца, членов его семьи и сподвижников. Экспозиция продолжается произведениями, связанными с Петровской эпохой, а затем и с царствованиями продолжавших политику Петра Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В 2022 году, в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I, в Эрмитаже открыли первые пять залов постоянной экспозиции, в 2023–2024 годах — еще пять, посвященных петровским реформам в искусстве, культуре и науке. Теперь открыт и последний, в котором выставлены уникальные образцы прикладного искусства середины XVIII века — богатейшее собрание стекла, фарфора, серебра времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны вплоть до эпохи Екатерины II.

Один из залов «Галереи Петра Великого» в Эрмитаже. Фото: ПАО «Газпром»
«Здесь завершается Петровская галерея и открываются двери в следующий зал — со шпалерами, с портретами Елизаветы, затем в залы Екатерины II, — рассказывает Наталья Бахарева, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа. — Это большой подарок для наших экскурсоводов, для посетителей. До сих пор мы доходили до одного из последних залов Петровской галереи и разворачивались назад, а теперь есть возможность сделать единый маршрут от Петра I до Павла I».
Экспозицию нового, 11-го зала открывают предметы, созданные на Невской порцелиновой мануфактуре, с 1765 года по указу Екатерины II переименованной в Императорский фарфоровый завод. Производство фарфора в XVIII веке — предмет особой гордости России: не каждое государство в то время имело свою фарфоровую мануфактуру и могло похвастаться собственным фарфором. Его тогда называли «белым золотом королей», предметы из фарфора ценились очень высоко. И конечно, первые фарфоровые изделия предназначались для императорской семьи и ее ближайшего окружения.

Фарфор Невской Порцелиновой мануфактуры предназначался для императорской семьи. Фото: ПАО «Газпром»
Особое место в витрине занимает уникальное творение изобретателя русского фарфора Дмитрия Виноградова — небольшая чашечка в форме пиалы, украшенная рельефной гроздью винограда. На дне хрупкого изделия сохранилось личное клеймо мастера и дата — «1749». Рядом с виноградовской чашкой представлены фарфоровые табакерки. Первые изделия русского фарфорового производства были скромными по размеру: первоначальные печи для обжига фарфоровой массы были совсем небольшими, поэтому мастера изготавливали в основном табакерки, флаконы, пасхальные яйца. Одна из табакерок, показанная в витрине, принадлежала Федосье Турчаниновой, происходившей из рода знаменитых уральских промышленников Турчаниновых.

Серебро петровской эпохи в экспозиции 11 зала «Галереи Петра Великого». Фото: ПАО «Газпром»
Помимо фарфора, в зале представлены изделия из серебра, созданные в России; значительная часть предметов принадлежала императорскому двору. Центром композиции стал роскошный пладеменаж, поднос для столовых приборов, который заказала Анна Иоанновна, но мастера завершили его изготовление уже при Елизавете Петровне. Обращает на себя внимание позолоченное серебро — жалованные ковши и кубки, подаренные от императорского имени казачьим атаманам за верную службу.
Витрина рядом показывает расцвет серебряного производства в России. В частности — предметы из Петровского сервиза, созданные для дворца Петерштадт. Его построили в Ораниенбауме для наследника престола, великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. На предметах — его вензели под императорскими коронами и гербы России и Голштинии, герцогом которой был Петр Федорович. Тут же — две коронационные стопы Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, сделанные из олова.

Завершающий зал «Галереи Петра Великого» в Эрмитаже. Драгоценные кубки из стекла в экспозиции 11 зала «Галереи Петра Великого». Фото: ПАО «Газпром»
Знаменитое ямбургское стекло представлено в финальной витрине. Ямбургский стеклянный завод был основан еще Петром I, но большинство его изделий украшают монограммы и профили императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Причем иногда на одном и том же предмете с одной стороны вырезан вензель первой, с другой — второй. В эпоху дворцовых переворотов такое случалось часто: заготовки кубков были сделаны при племяннице Петра Великого, а завершена работа уже в царствование его дочери.
Среди резных стеклянных изделий обращает на себя внимание уникальный кубок: на стекле с одной стороны выгравирован профиль императора Ивана VI (Иоанна Антоновича), с другой — его вензель. После дворцового переворота в пользу Елизаветы Петровны хранение портретов Иоанна Антоновича приравнивалось к государственной измене, поэтому его изображений почти не сохранилось.
«Новая экспозиция — логичное продолжение темы сохранения наследия Петра, — говорит Наталья Бахарева. — К тому же теперь, благодаря открытию этого зала, у нас две анфилады сомкнулись в единый рассказ о России XVIII века».
РЕКЛАМА
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
ID a-17548
ERID F7NfYUJCUneTUSwb1YFJ


