Эрих Хеккель в Нью-Йорке: редкая персональная выставка экспрессиониста

Выставка «Эрих Хеккель» в в Новой галерее. Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York
Открывшаяся в Новой галерее экспозиция одного из основателей объединения экспрессионистов «Мост» (Die Brücke) стала его первой музейной выставкой в Америке. И давно пора!
«Скромный», «поэтичный», «мягкий», «замкнутый» — эпитеты, которыми описывают Эриха Хеккеля (1883–1970), кардинально отличаются от того, как обычно характеризуют Эрнста Людвига Кирхнера, пожалуй самого яркого и широко известного из основателей немецкого объединения экспрессионистов «Мост» (Die Brücke).
Если жизнь Кирхнера была отмечена драматизмом, наркозависимостью и душевной болезнью, то в биографии Хеккеля, как писал в 2009 году историк искусства Ханс Иоахим Мюллер, «нет ничего, что делало бы ее занимательной: никаких скандалов, наркотиков, рекордов на арт-рынке, никаких любовных драм». При этом творчество Хеккеля по смелости и радикальности как минимум не уступает творчеству других участников «Моста» и заслуживает более пристального внимания, чем ему отводится в наши дни. Но если Кирхнеру в последние годы посвятили десятки музейных выставок, то открывшаяся этой осенью экспозиция Хеккеля в нью-йоркской Новой галерее стала его первой музейной выставкой в Америке.

Выставка «Эрих Хеккель» в в Новой галерее. Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York
Эрих Хеккель был деловым мозгом группы «Мост», основанной им в 1905 году в заброшенной обувной мастерской вместе с Кирхнером, Карлом Шмидтом-Ротлуфом и Фрицем Блейлем, с которыми он изучал архитектуру в Дрезденском техническом колледже. Он играл ключевую роль в организации выставок, в том числе 1906 года в помещении дрезденского завода по производству ламп и их первого музейного показа, состоявшегося в Музее Фолькванг в Хагене в 1907 году.
«Хеккель был не таким самоуверенным, как Кирхнер (который был на три года старше), но тем не менее именно он являлся движущей силой группы, — пишет Джилл Ллойд в каталоге выставки. — Он вкладывал всю свою колоссальную энергию и весь талант в то, чтобы объединять людей, и превратил это объединение из юношеской мечты в стабильно функционирующую высокоэффективную платформу для продвижения искусства».
Работы Хеккеля всегда были в коллекции Новой галереи: основатель музея Рональд Лаудер получил свою первую картину его авторства, «Купальщицы в пруду» (1909), в подарок на 21-летие от матери, косметического магната Эсте Лаудер. По словам куратора Дженис Стэггс, подготовившей выставку совместно с Рене Прайс, на решение музея показать произведения художника отдельно от его товарищей по объединению повлиял успех выставки «Мост», прошедшей в 2009 году.

Выставка «Эрих Хеккель» в в Новой галерее. Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York
Его черно-белые ксилографии, созданные в ранний период «Моста», динамичны и энергичны, а картины, как подчеркивает Стэггс, демонстрируют подход к цвету, свободный от ограничений, которые нередко встречаются у художников, получивших формальное образование (практически самоучка, Эрих Хеккель не был скован рамками академизма и традиции).
В экспозицию вошло около 40 работ, созданных с 1905 по 1920 год. Наряду с картиной «Купальщицы в пруду» особое внимание привлекает крупноформатный триптих «К выздоравливающей женщине» (1912–1913) из Художественных музеев Гарвардского университета. Палитра этого произведения более темная, характерная для творчества Хеккеля после переезда «Моста» в 1911 году в Берлин.
Объединение «Мост» распалось в 1913-м из-за конфликта, спровоцированного выходом написанной Кирхнером «Хроники художественной группы „Мост“», в которой автор преуменьшил роль Хеккеля. Ксилография Хеккеля «Двое мужчин за столом» (1913), предоставленная на выставку Метрополитен-музеем, основана на сцене спора из романа Достоевского «Идиот», но внешнее сходство ее героев с обоими художниками отражает напряжение в их отношениях.
Новая галерея
«Эрих Хеккель»
До 12 января




