Выставки

Искусство портрета: лицом к лицу с экспонатами Эрмитажа

Выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха» в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников

В Эрмитаже представлена всемирная история портрета в 760 предметах, созданных человечеством на всех континентах за последние 4 тыс. лет во всех мыслимых техниках

Гранитная статуя фараона Аменемхета III датируется второй половиной XIX века до н.э. Время создания портрета Федора Достоевского, выдолбленного в деревянной доске художником Нестором Энгельке, известно совершенно точно: 2020 год. Между ними — весь опыт человечества.

«История портрета драматична, как история человека, — отмечает Анна Трофимова, куратор проекта, заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа. — Она начинается с погребальной маски, предназначенной для жизни в потустороннем мире, и заканчивается цифровым аватаром в наши дни. Современное видение человека открывает новую форму — виртуальное лицо. „Киберфейс“ снимает традиционную для жанра проблему сходства с моделью. Аватар не имеет отношения к реальности, лицо скрывается под маской, как в древних ритуалах. Между этими полюсами находится летопись искусства портрета».

Выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха» в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников

Центральная линия выставки — искусство портрета в Древнем Египте, Античности, Средневековье, в эпоху Возрождения и далее до наших дней. Многолетние прививки модернизмом и постмодернизмом приучили современного зрителя к тому, что изображение человека, обозначаемого словом «портрет», не похоже на реальное физическое лицо. Выставка «Искусство портрета» показывает, что так было всегда: портреты, каким бы реалистичным ни казалось изображение, на самом деле служили символами власти или пропусками в бессмертие.

Эрмитаж заходит с предмета, проверенного на сенсационной выставке 2009 года «Тайна золотой маски». В 1837 году на территории античного Пантикапея (и современной Керчи) было найдено богатое захоронение III века н.э. Главным артефактом из него стала прочеканенная золотая маска. Установлено, что это изображение мужчины — боспорского царя Рескупорида. Но предметы женского обихода, в большом количестве найденные там же, включая чисто символическое золотое веретено, заставляют предположить, что могила принадлежит царице, которую в жизнь вечную отправили под маской мужа, чтобы она всегда помнила о нем.

Золотая керченская маска (маска Рискупорида). Фото: Государственный Эрмитаж

Абсолютный шедевр античного собрания Эрмитажа — «Портрет римлянки» II века н.э., известный также под названием «Сириянка». Эрмитажные античники склонны считать, что это фрагмент статуи, предназначавшейся для заупокойного храма. Неизвестный заказчик хотел сохранить здесь, в земной жизни, образ любимой женщины. И ему это удалось: восторги от «Сириянки» заполняют социальные сети.

Мраморные бюсты римских «солдатских» императоров Бальбина и Филиппа Араба созданы в середине III века н.э. Оба получили трон в результате военных переворотов, правили недолго и закончили плохо. Античные скульпторы стремились передать тревогу и страх властителей, окруженных ненадежным войском.

Разумеется, Эрмитаж не отказал себе в удовольствии показать свой портретный ареопаг — от Гольбейна и Рембрандта до Пикассо, Матисса, Бэкона и Уорхола. Не забыв и про отечественных классиков — Ге, Крамского, Серова и других.

Мраморный бюст императора Филиппа Араба. Фото: Государственный Эрмитаж

Перенесение из постоянной экспозиции картины Дирка Якобса «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков» (1532) показывает, что у «Ночного дозора» Рембрандта были предшественники. И это редкий пример голландского корпоративного портрета, хранящийся за пределами Нидерландов.

Впервые публика увидит недавно атрибутированный «Портрет Анны Австрийской, дочери императора Фердинанда I» работы Якоба Зейзенеггера из большой, разрозненной и частично утраченной серии XVI века, а также «Портрет художника Фрица Вернера», автор которого, Адольф фон Менцель, концептуально оставил изображение друга незавершенным.

Настоящей сенсацией станет портрет Адольфа Маркса (1838–1904), знаменитого российского книгоиздателя, выпускавшего популярный журнал для семейного чтения «Нива». Работа принадлежит кисти Франца фон Ленбаха, художника мюнхенской школы, популярного портретиста. Сейчас картина находится в стадии приобретения Эрмитажем.

Выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха» в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников

На большом поколенном портрете изображен пожилой мужчина с седой бородой в темном сюртуке. В верхнем левом углу подпись автора — «F. Lenbach», под ней дата — «1902». Портрет Маркса был отобран Сергеем Дягилевым для легендарной Таврической выставки исторического портрета, состоявшейся в 1905 году. Его репродукция была опубликована в «Ниве» в 1913-м; это изображение в деталях совпадает с произведением, которое предложили приобрести Эрмитажу.

В каталоге Таврической выставки значилось, что портрет исполнен в 1902 году. В тот год Ленбах перенес инсульт. Вероятно, портрет Маркса — одна из последних работ мастера. В коллекции Эрмитажа это первая работа Ленбаха, на которой изображена русская модель, очень значимая личность для отечественной культуры. После смерти Маркса портрет принадлежал его супруге Лидии Федоровне, в революцию 1917 года затерялся, потерял оригинальную раму. Спустя более 100 лет он снова будет доступен исследователям и широкой публике.

Завершает выставку десятиминутная видеоинсталляция Билла Виолы «Море безмолвия» (2002). Изысканное размышление большого художника о природе человеческих эмоций, зафиксированное бесстрастной видеокамерой.

Государственный Эрмитаж
«Искусство портрета. Личность и эпоха»
До 29 марта

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»