Любовь к отеческим гробам коснулась Петропавловской крепости

Надгробие на могиле Алексея Сорокина, коменданта Петропавловской крепости в 1860-х годах. Фото: Наталья Шкуренок
История Комендантского кладбища в Санкт-Петербурге насчитывает больше трех столетий. Период заброшенности, пришедшийся на советское время, привел к последствиям, которые сказываются по сей день. Их попытались устранить нынешние реставраторы
В Петербурге завершилась реставрация одного из самых старых некрополей города — кладбища комендантов Петропавловской крепости. Эти работы проводились при финансовой поддержке АО «Гознак», являющегося членом попечительского совета Государственного музея истории Санкт-Петербурга, на территории которого находится кладбище. Отреставрированы все 19 надгробий и проведено его благоустройство.
Работы заняли почти два года, включая проектирование, выполненное бюро «Петроградпроект». За время работ непосредственно на объекте с сентября 2024 года до конца октября 2025 года специалисты компании «Градстройинвест» отреставрировали надгробия из камня и чугуна, восстановили утраченные детали.
Это кладбище появилось по личному распоряжению Петра I. В 1720 году умер его сподвижник и друг Роман Брюс, комендант Петропавловской крепости и обер-комендант Петербурга. Царь велел похоронить его у алтарной стены строившегося собора, и с тех пор комендантов крепости хоронили здесь. С XIX века эта должность стала почетной и пожизненной, она доставалась заслуженным армейским генералам. «Коменданты отвечали за состояние оборонительных сооружений в крепости, а также за работу Монетного двора и содержание узников в казематах», — говорит Ирина Карпенко, заместитель генерального директора музея по научной работе.

Отдельная задача состояла в том, чтобы вернуть утраченные детали. Фото: Наталья Шкуренок
За первые десятилетия советской власти кладбище пришло в запустение. В середине 1960-х годов здесь провели археологическое обследование; по его результатам архитектор Ирина Бенуа составила проект реставрации некрополя. До конца 1970-х восстанавливали склепы и другие сохранившиеся памятники, утраченные чугунные плиты заменили на известняк. Территорию спланировали в трех уровнях, учитывая хронологию захоронений — от самых ранних внизу до последних на современном уровне земли. Но спустя почти полвека снова потребовалась серьезная реставрация.
«Состояние кладбища было тяжелым, — рассказала нашему изданию Инна Павильонис, главный архитектор проекта, сотрудница ООО «Петроградпроект». — Главная сложность была с двумя надгробиями в аварийном состоянии: их основания серьезно просели. Одно из них, коменданта Комарова, опиралось на проржавевшие металлические балки. Его сняли, убрали балки, а после восстановления основания вернули на место».
В плохом состоянии оказались надгробия XVIII века: на плитах из известняка, которыми заменили утраченные металлические, почти стерлись надписи, сами плиты значительно разрушились. Все каменные надгробия реставраторы сняли, привели в порядок, покрыли защитными материалами и вернули на места. Надписи на известняковых плитах восстановили.
Отдельная задача состояла в том, чтобы вернуть утраченные детали. Памятник Ивану Скобелеву восстановлен полностью, на сохранившийся надгробный крест вернули распятие, снятое в советское время и хранившееся в фондах музея. Воссоздали утраченный крест из белого мрамора над захоронением Николая Корсакова. На надгробие Максима Крыжановского, выполненное в форме Голгофы, вернулась бронзовая мемориальная доска.




