Арт-рынок

BRAFA проходит на новом месте

После вынужденного перерыва в 2021 году из-за пандемии коронавируса ярмарка вернулась со 115 участниками. Фото: BRAFA

Брюссельская ярмарка искусства конкурирует за галеристов и коллекционеров с Art Basel и TEFAF, которые в этом году проводятся практически одновременно

В Брюсселе открылась и до 26 июня будет проходить ярмарка BRAFA. В этом году у ярмарки два заметных сразу изменения: вместо зимы она проходит летом и в новом месте, историческом выставочном комплексе Brussels Expo, расположенном чуть дальше от центра, зато более просторном.

«Что касается местоположения этой площадки, то она находится неподалеку от аэропорта и совсем рядом со станцией метро, напрямую соединенной с Южным вокзалом Брюсселя», — рассказывает президент BRAFA Харольд т’Кинт де Роденбеке.

После вынужденного перерыва в 2021 году из-за пандемии коронавируса ярмарка вернулась со 115 участниками, 40% которых — бельгийцы. Около полутора десятков дилеров решили взять паузу в этом году. Многие выдающиеся антиквары из числа завсегдатаев бельгийской ярмарки в этом году пропускают ее ради участия в TEFAF Maastricht, которая открывается ровно на неделю позже, 24 июня. Коллекционерам тоже пришлось делать непростой выбор. «У кого-то в июне свадьба, другие все еще в Базеле после Art Basel, третьи боятся жары», — заметил один из участников. Популярный Instagram-аккаунт Jerry Gogosian недавно выложил мем, изображающий американского коллекционера в аэропорту с кучей чемоданов, на которых написано „Art Basel“, „BRAFA“ и „TEFAF“, — три мероприятия, обычно разнесенные по календарю, в этом году проводятся близко друг к другу. «Мы не питаем иллюзий: в этот раз мы увидимся с нашими зарубежными клиентами на своем стенде на TEFAF, — говорит Лаура де Йонкхере. — По счастью, здесь есть собственный крепкий костяк коллекционеров».

Несмотря на такое постпандемийное наложение дат проведения ярмарок, большинство дилеров решили не пропускать возвращение BRAFA и привезли подборки, сочетающие дорогие произведения с более доступными работами, чтобы предложить посетителям вещи на любой вкус и кошелек. Ярмарка объединяет два десятка областей: от древнего исламского искусства (галерея Kevorkian) до комиксов (галерея Huberty & Breyne) через анималистическую скульптуру (Xavier Eeckhout), искусство Африки (Didier Claes и Serge Schoffel из Брюсселя, Montagut из Барселоны, Dalton Somaré из Милана и другие), Азии и Индии (Christophe Hioco) и дизайн (Robertaebasta). Французы, несмотря на отсутствие некоторых завсегдатаев, в том числе галереи Steinitz, по-прежнему представлены очень широко: от Mathivet и Brame & Lorenceau до Galerie des Modernes. Галерея Kraemer вернулась с большим стендом, созданным совместно с Ars Belga и объединившим мебель XVIII века и современное искусство.

Нынешняя ярмарка проходит в историческом выставочном комплексе Brussels Expo. Фото: BRAFA

В числе заслуживающих особого внимания вещей Харольд т’Кинт де Роденбеке называет рисунки Бальтюса и Ле Корбюзье, а также зеленую композицию Оливье Дебре за несколько десятков миллионов евро, которая вызвала живой интерес со стороны сразу нескольких ценителей его творчества. На том же стенде выставлен очаровательный натюрморт с вишнями Фантен-Латура 1881 года за €87 тыс., а также «Наполеон» Джеймса Энсора 1915 года. Galleria del Laocoonte предлагает за €100 тыс. четыре эскиза сюрреалиста Фабрицио Клеричи, который был близок к Леонор Фини, созданные в 1963 году для постановки балета «Творения Прометея», а галерея Rueb продает за €5 тыс. работы 1930-х годов бельгийского художника Жоржа Робера, сделанные в технике декалькомании.

Рядом с комодом в стиле ар-деко от дизайнерского бюро DIM (Décoration Intérieure Moderne) галерея Mathivet выставляет лампу-факел Альберто Джакометти и Tortue Topiaire II Франсуа-Ксавье Лаланна. Benjamin Proust Fine Art привезла «Спокойствие» (1917) — мраморный бюст польского скульптора Эли Надельмана (чьи работы есть в собрании МоМА), раньше принадлежавший Карлу Лагерфельду. На распродаже собрания кутюрье в 2021 году Sotheby’s ошибочно атрибутировал работу как анонимное произведение французской школы и выставил его с эстимейтом €5–8 тыс. Дилер идентифицировал скульптуру и теперь просит за нее впечатляющие €375 тыс. Die Galerie предлагает Les Jeunes et les jeux twistent (1964) Макса Эрнста за € 1,3 млн евро, а галерея De Jonckheere продает одну из самых дорогих работ на BRAFA этого года — «Майское дерево» Питера Брейгеля Младшего (€4 млн), существующую всего в четырех вариантах. «Общий уровень чуть ли не выше, чем до пандемии», — говорит один из посетителей.

Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA

Тем не менее в отсутствие дилеров, перехваченных в этом году TEFAF Maastricht, и с уменьшением числа антикваров ярмарка, хоть и остается эклектичной, все больше уходит в сторону модернизма и даже современного искусства.

На самом деле эта тенденция была заметна еще в предыдущие годы и теперь лишь усилилась. В числе новых участников — люксембургская галерея Zidoun-Bossuyt с американской художницей Саммер Уит и ее соседи Nosbaum Reding, не так давно открывшие филиал в Брюсселе. Последние представляют в числе прочих Бартелеми Того, Тони Крегга и Дэмиена Дерубе. Галерист Алекс Рединг говорит, что сейчас их главная задача — получить как можно более широкую известность в бельгийской столице. «Привлечь клиентов не так-то просто, — признается он. — Когда люди снова начали выходить из дома после ковидных ограничений, интерес к ярмаркам стремительно взлетел, но в мае он начал понемногу спадать. Не все вернулись в экспозиционные залы». Но если судить по красным кружочкам, появившимися утром в субботу после ужина в честь открытия ярмарки, вернулись если не все, то многие.

В результате скульптура Христа Яна ван Дорне III со стенда Floris Van Wanroij Fine Art (Нидерланды) отправится в амстердамский Рейксмузеум, The Galerie Kevorkian (Франция) продала персидские миниатюры и бронзу из Лурестана, включая штандарт с крылатым ибексом 1-го тыс. до н.э., в Francis Maere (Бельгия) продали три скульптуры Эжена Доденя, одна из которых ушла за € 185 тыс.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»