Выставки

Британский музей привел три религии Индии к общему знаменателю

Фрагмент купола ступы Амаравати. 50–100 годы н.э. Фото: British museum

На выставке «Древняя Индия. Живые традиции» Британский музей анализирует и показывает истоки индуизма, буддизма и джайнизма

«Изображения такого рода стали частью повседневной жизни», — говорит куратор Сушма Джансари об экспонатах выставки Британского музея «Древняя Индия. Живые традиции», объединившей искусство трех великих религий Индии: индуизма, буддизма и джайнизма. «В общей сложности эти религии исповедуют почти 2 млрд человек по всему миру. Наша выставка рассказывает о том, что их объединяет, о нашем общем культурном наследии», — подчеркивает куратор.

Хотя на сегодняшний день эти три религии далеки друг от друга, при ближайшем рассмотрении они восходят к одним и тем же ранним традициям и текстам, от которых впоследствии развивались в разных, порой антагонистических направлениях. Самая многочисленная из групп, насчитывающая почти 1 млрд верующих, — это индуисты, они составляют около 80% населения Индии. Буддистов в мире около 500 млн (в основном в Китае), а джайнов — около 6 млн (в основном в Индии).

Тиртханкара с нимбом. Индия. 200-300 гг. н. э. Фото: British museum

Общность, о которой говорит Джансари, ярче всего выражена, на ее взгляд, в религиозном искусстве, восходящем к древним корням всех трех религий, в том или ином виде по-прежнему живущим в современных ритуалах и практиках, что и дало название выставке. «У истоков всего этого стоят духи природы, которым поклонялись на этом субконтиненте, — отмечает куратор. — Многих удивит существование глубинных связей между тремя религиями и то, насколько широко был распространен культ духов природы».

В качестве примера Джансари приводит иконографию Лакшми, богини благополучия и плодородия, почитаемой всеми тремя группами. В основе ее иконографии лежат изображения якшинь — мифических духов природы, поклонение которым восходит по меньшей мере к III веку до н. э. Из веры в этих духов родились ранние образцы индийского религиозного искусства. В их числе самый древний экспонат выставки — каменное изображение сюжета Гаджа-Лакшми («Лакшми со слонами») с перемычки в пещере в штате Махараштра, датируемое II веком до н. э. Об устойчивости такой иконографии свидетельствует почти идентичное изображение Гаджа-Лакшми на картине 1780 года из Раджастана, расположенного в более чем 700 км к северу. «Эти образы символизируют плодородие, изобилие, и их популярность демонстрирует, насколько широко был распространен культ духов природы, — объясняет Джансари. — Они объединяют эти три разные религии, разные регионы и, что по-настоящему важно, связывают древнее прошлое и современность».

Бимаранский реликварий. Афганистан. Около 100 года нашей эры. Фото: British museum

Разумеется, как и на любой подобной выставке, неизбежно встают вопросы, связанные с колониализмом, провенансом и реституцией, особенно в свете того, какие отношения исторически связывали Великобританию и Индию, и места, которое занимает в них Британский музей. По словам Джансари, все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. «Крайне важно сохранять предельную открытость и честность — все до единого экспонаты выставки снабжены этикетками с провенансом. Я понимаю, что газеты могут хотеть придерживаться черно-белого видения этого вопроса, но в реальности все не так просто», — предупреждает она.

Сушма Джансари подчеркивает, что на выставке представлены подробные отчеты о том, как ключевые объекты вывозились с их первоначальных мест (она называет это «собранием исторических моментов»). Например, в XVIII веке местный правитель Васиредди Венкатадри Наюду практически разрушил остатки ступы Амаравати — ранней буддийской святыни, датируемой III веком до н.э., а благодаря прибывшему позднее майору Ост-Индской компании Колину Маккензи была предпринята первая, относительно дилетантская, попытка провести раскопки и разослать артефакты в институции по всей Индии и в Великобританию.

Богиня. Статуэтка из медного сплава. I век н.э. Фото: British museum

Кураторы обнаружили любопытную информацию о личностях некоторых музейных дарителей. Джансари рассказывает, что ее коллега Каджал Мегхани идентифицировала более 150 коллекционеров из Южной Азии, которые внесли свой вклад в пополнение фондов Британского музея. По ее словам, это дает «более широкое и тонкое понимание происхождения музейной коллекции».

Куратор считает, что в конечном итоге ценность выставки заключается в том, что она способствует укреплению сообщества. «В центре внимания выставки — религиозное искусство, но религиозное искусство невозможно понять, не зная хотя бы немного о самих религиях. Наша основная аудитория — семейная. Это семья, состоящая из нескольких поколений, и вовсе не обязательно из Южной Азии. Это могут быть британские или зарубежные посетители, — рассказывает она. — Это выставка для всей семьи, очень яркая и красочная». 

Британский музей
«Древняя Индия. Живые традиции»
До 19 октября

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»