Выставки

Данте Габриэль Россетти и его окружение представлены в Тейт Бритен

Данте Габриэль Россетти. «Леди Лилит». 1866-1868 (1872-1873). Фрагмент. Фото: Delaware Aer Museum/Samuel and Mary R Bancroft Memorial

Выставка уделяет внимание не только сооснователю Братства прерафаэлитов — часть экспозиции посвящена его сестре, поэтессе Кристине, брату, издателю Уильяму Майклу и Элизабет Сиддал, которая начинала как модель Россетти и стала влиятельной художницей

«Первостепенная задача выставки — открыть этих художников для публики XXI века и взглянуть на них через призму XXI века, — рассказывает Кэрол Джакоби, куратор выставки «Россетти и вокруг» в Тейт Бритен. — С Россетти и его родственниками связано огромное число мифов, и теперь мы хотим представить их в новом свете. Их творчество очень человечное, увлекательное и по-прежнему очень актуальное».

Это первая в Тейт экспозиция, посвященная Данте Габриэлю Россетти, одному из наиболее популярных и значимых британских художников среднего периода Викторианской эпохи. Ее организаторы стремятся обратить внимание и на множество талантливых людей, с которыми он был связан: в первую очередь это его сестра Кристина, которая входила в число самых успешных поэтов XIX века, брат Уильям Майкл, критик и издатель, сформулировавший основные принципы «Братства прерафаэлитов», и Элизабет Сиддал, которая получила известность как модель Россетти, но постепенно завоевывает признание и в качестве самостоятельной влиятельной художницы.

Данте Габриэль Россетти. «Монна Ванна». 1866. Фото: Tate

По словам Джакоби, волновавшие прерафаэлитов вопросы весьма актуальны и для современной аудитории. Куратор считает центральным опыт Элизабет Сиддал — женщины рабочего происхождения, нанятой Россетти в качестве модели. «Она создавала куда более лаконичные и земные, более тесно связанные с физическими реалиями жизни произведения, чем можно было бы ожидать, — рассказывает куратор. — Некоторые из выбранных нами историй демонстрируют, насколько смелой она была». Джакоби обращает внимание на зал, посвященный взаимному влиянию Сиддал и Данте Габриэля Россетти, которые работали бок о бок и отзывались на произведения друг друга. «Вместе они создали потрясающий корпус работ, маленькие миры средневековых фантазий, в которых исследовали сложные вопросы любви», — говорит она.

Данте Габриэль Россетти. «Увенчанная гирляндой». 1873. Фрагмент. Фото: Guildhall Art Gallery

Джакоби признается, что одной из самых трудных задач было придумать, как экспонировать поэзию Кристины Россетти. В музее решили создать «лес стихов», включающий среди прочего аудиозаписи стихо­творений, которые для выставки прочитала актриса Диана Квик. Самая известная поэма Кристины «Базар гоблинов» была написана под влиянием ее работы в приюте для бывших проституток. Джакоби считает, что Россетти (которая также позировала для картин своего брата «Юность Девы Марии» и Ecce Ancilla Domini («Благовещение»), обе 1849–1850) исследует тему «любви в эпоху бездуховности, викторианские представления о „падшей женщине“ и о покупке секса».

Данте Габриэль Россетти. «Юность Девы Марии». 1848-1849. Фото: Tate

Герои выставки рассказывают очень человеческие истории о любви и отношениях — и, как подчеркивает куратор, не только романтических. Это также истории «об отношениях между детьми и родителями, братьями и сестрами, между друзьями, о размолвках и о том, как продолжать жить после потери». 

Тейт Бритен
«Россетти и вокруг»
До 24 сентября

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»