Другой замес: Коровин подлинный и поддельный
В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Московский Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина выявил сразу несколько поддельных произведений Константина Коровина, написанных, видимо, одной рукой
На протяжении последних пяти лет сотрудники Центра художественной экспертизы им. И.Е.Репина (ЦХЭ) внимательно отслеживали группу парижских ночных пейзажей Константина Коровина, в которых выявили намеренные фальсификации.
Один из главных законов арт-рынка, да и любого рынка, заключается в том, что спрос стимулирует предложение. А значит, если цены на произведения, авторы которых новых уже не напишут («хороший художник — мертвый художник» — еще одна циничная максима), растут, то начинают появляться подделки. Это происходило с русской иконой в конце 1980-х, когда она стала продаваться на международных аукционах. Потом — с русским авангардом, который востребован во всем мире. С морскими пейзажами Ивана Айвазовского, любовь к которому также интернациональна. Наконец, с работами самого главного и знаменитого русского импрессиониста — Константина Коровина. Официальный рекорд цены на его произведения составляет $1,5 млн, за которые «Вид с террасы. Гурзуф» был продан на аукционе Sotheby’s в 2008 году. Тогда цены на русское искусство были пиковыми, но несколько сотен тысяч долларов — это и сейчас привычная цена на его работы.
Творческий путь Константина Коровина (1861–1939) распадается на две половины, как у любого художника, застигнутого революцией 1917 года. До революции жизнь Коровина была крайне насыщенной. Деятельность в Абрамцевском кружке, преподавание, поездки на Русский Север, пленэры на даче в Крыму, многочисленные театральные проекты и первые парижские работы принесли ему заслуженную славу. Он неоднократно посещал Париж, его произведения имели грандиозный успех на Всемирной выставке 1900 года. Тогда же Коровин исполнил несколько парижских пейзажей, на которых мостовые блестят под огнями вывесок. Благодаря этим картинам за ним окончательно закрепился статус импрессиониста. Большинство произведений художника находятся в музеях, хотя в целом он был плодовит и его работы украшают многие частные коллекции. И все же картина Константина Коровина на аукционе, за рубежом или в России, — это всегда событие, всегда среди топ-лотов.
Картина Константина Коровина на аукционе, за рубежом или в России, — это всегда событие, всегда среди топ-лотов. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
В 1922 году художник покинул родину и поселился во Франции. Он продолжал работать и часто писал эффекты ночного освещения. Его работы 1920–1930-х отличаются более экспрессивной живописной манерой, контрастностью цвета и света. Эти произведения, созданные в эмиграции, и составляют большую часть предложения на арт-рынке.
Подобную картину, «Ночной Париж» (датирована 1922 годом, холст, масло, 46 на 55 см), принесли несколько лет назад на экспертизу в ЦХЭ. Работа с ней велась по принятому протоколу: рентген, химия, стилистическое сравнение. Центр обладает обширной эталонной базой, дающей материал для сравнения по всем этим параметрам, и, даже если один параметр вызывает сомнения, работа ведется до их устранения. В данном случае не совпало все. «Для исследования живописи Константина Коровина у нас есть и эталонные рентгены, и база с характерными для него пигментами, — рассказала эксперт ЦХЭ Екатерина Гордеева. — Поэтому авторство данной работы было отклонено. Она была признана намеренной фальсификацией».
Но вскоре появилось еще одно полотно. «У Коровина другой мазок, фактура. Он выразительно сочетает и пастозные мазки, и более прозрачные замесы, — объясняет Екатерина Гордеева. — Даже если говорить о работах коммерческих или „сувенирных“, которые иногда могли быть выполнены на картоне, авторский стиль мастера всегда сохранялся: как он прорисовывает снежные деревья или блики ночного Парижа. Кроме того, на рентгене нередко виден характерный авторский грунт».
Анализ рентгенограмм обеих работ выявил, что они абсолютно идентичны между собой по принципу исполнения и особенностям построения красочного слоя. «Химическое исследование показало, что состав пигментов также одинаков. Характер мазка, плотность замесов, фактура, моделировка деталей данных пейзажей значительно уступают по качеству эталонным работам мастера, но исполнены в сходной манере», — сообщают в ЦХЭ.
Исследования позволили выявить еще как минимум пять подделок того же происхождения, которые сегодня распространяются на антикварном рынке. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Исследования позволили выявить еще как минимум пять подделок того же происхождения, которые сегодня распространяются на антикварном рынке. Они продавались на разных зарубежных аукционах — в Лондоне, Монако, Нью-Йорке, Париже и Праге. Эксперты центра полагают, что над созданием подделок могла трудиться целая артель фальсификаторов, которая продолжает работать и по сей день.
Позднее творчество Константина Коровина
По понятным причинам произведения Константина Коровина, созданные после 1922 года, долгое время не были представлены в наших музеях. Исключение составляла коллекция из 20 пейзажей и натюрмортов, которые в 1959 году были переданы Ярославскому художественному музею коллекционером Галиной Соловьевой-Барбизан, лично знавшей художника в Париже. Большая серия театральных работ, сохраненных современником Коровина, певцом Григорием Раисовым, в 1989 году была передана в Бахрушинский музей коллекционером Александром Ляпиным. В 2012 году в Третьяковской галерее прошла огромная выставка, где были подробно представлены все периоды творчества художника.
Работает он в эмиграции очень интенсивно. Оформляет оперу «Золотой петушок» для туринского театра. Создает для труппы Анны Павловой декорации к балету «Дон Кихот» и затем еще для 15 балетов. Пишет декорации к опере «Севильский цирюльник», в которой был занят Федор Шаляпин, гастролировавший в США и Британии. Выступает художником гастролей Русской оперы М.Н.Кузнецовой в Париже. «Высшей точкой в выставочном деле художника стала его персональная выставка „Впечатления Парижа“, открывшаяся в Париже в 1929 году в галерее „Кольбер“», — пишет Татьяна Ермолаева, автор предисловия и составитель сборника «К.А.Коровин в зарубежье. 1922–1939», вышедшего в 2021 году. Она же отмечает, что оценка живописных и графических произведений мастера 1920–1930-х годов на мировом рынке все еще занижена и несправедливо характеризуется «угасающим» характером.
Впрочем, стоит отметить, что, например, в 1931 году художнику уже 70 лет. Константин Коровин пишет картины на продажу, делает «сувенирные» русские тройки в заснеженном лесу. Его зрение ухудшается. Он постоянно должен думать о том, чтобы прокормить семью: больную туберкулезом жену и сына Алексея, тоже художника, склонного к суициду, оставшегося после трагической любовной истории без ног. Эксперты портала ARTinvestment.RU отмечают: «Алексей Коровин в течение всей жизни находился под влиянием творчества отца, стремился подражать его манере. В результате этого возникла целая проблема разделения их работ, усугубляющаяся тем фактом, что Константин Коровин, желая материально помочь сыну, часто подписывал его картины».
Тем не менее качественная современная экспертиза, считают специалисты ЦХЭ, способна установить, имеет ли она дело с копией, созданной в мастерской художника и под его руководством, или с более поздним повторением, подражанием автору, умышленной подделкой.