Выставки

Энциклопедию женской жизни составили в Серпухове

Константин Маковский. «Портрет девушки». 1880-е гг. Фрагмент. Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Более 100 женских портретов на выставке «Незабываемые» в Серпуховском художественном музее дополнены предметами быта, звуками и ароматами. Работы, прибывшие из музеев и частных коллекций, сгруппированы в разделы, демонстрирующие роли и статусы женщин

Выставка, объединившая более 100 произведений живописи, графики и скульптуры (последняя включается в проекты нечасто) из музеев Москвы и Подмосковья, открылась на все лето в Серпухове. Пожалуй, впервые в подмосковном музее, за исключением разве что гораздо более близкого к столице Нового Иерусалима, показывают такой большой, сложный и многосоставный проект. В нем принимает участие не только хозяин площадки — Серпуховский историко-художественный музей, но и Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Государственный музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово», Музей МХАТ, частные коллекции Коншиных и Сергея и Татьяны Подстаницких, а также Культурный фонд «Кобзон».

Абрам Архипов. «Крестьянская девушка». 1915. Фрагмент. Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В девяти залах изображения сгруппированы в 16 тематических разделов, демонстрирующих роли и статусы женщин: муза, подруга жизни и мать, кокетка и книгочейка, крестьянка, фабрикантша или императрица. Среди самых заметных работ — нежная «Кружевница» (1823) Василия Тропинина, выданная из московского музея его имени, разбитная «Цыганка» (1886) Николая Ярошенко, гитаристка Константина Коровина. Женщины на выставке не только пассивные модели, но и авторы — тут роль звезды, несомненно, принадлежит Наталии Гончаровой, ее крестьянский «Хоровод» (1910) и примитивистская, на желтом фоне «Женщина с папиросой» (1910) представлены из коллекции самого серпуховского музея. В целом хронологические рамки экспозиции охватывают три века — с XVIII по ХХ.

Василий Тропинин. «Кружевница». 1823. Фрагмент. Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Живопись и графика на выставке дополнены произведениями декоративно-прикладного искусства, среди которых шкатулка для драгоценностей, флаконы для духов, портбукет — аксессуар, в который закреплялся цветок или букетик, чтобы носить их на платье или держать в руках на балу. Представлены также веер конца ХIХ века на деревянных пластинах с ажурной резьбой и черным атласным, расписанным гуашью экраном, изящ­ные сумочки-ридикюли, бисерный вязаный кошелек с цветочным узором, записная книжка в бархатном переплете с золотным шитьем, платья и дамская мебель. Экспозиция дополнена не только мультимедиа (что, пожалуй, сейчас уже обязательное требование к современной крупной выставке), но и звуками и запахами.

Наталия Гончарова. «Женщина с папиросой». 1910. Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Проект проходит под покровительством министра культуры Подмосковья Елены Харламовой, которая в приветственном слове отметила, что женщины не только «украшают, создают, воспитывают», но и «правят». Можно сказать, выставка сделана женщинами о женщинах: инициировала проект директор серпуховского музея Жанна Алейникова, а куратором выступила Мария Санти.

Примечательно, что расположен музей в особняке одной из самых выдающихся женщин Подмосковья, Анны Мараевой, серпуховской купчихи первой гильдии, фабрикантши, видной деятельницы старообрядчества, коллекционерши старинных книг и икон. Специально к выставке был отреставрирован изящный секретер с инкрустацией в технике маркетри из собрания Мараевой.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Незабываемые»
До 21 августа

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»