Выставки

Фабрика авангарда в Иванове выпустила новую партию выставок

«Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове. Фото: Олег Павлов

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» в этом году посвящен Homo faber, то есть человеку-творцу. В программе представлено несколько выставок с современными трактовками идей авангарда

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» проводится в городе Иваново в четвертый раз и продолжает диалог с идеями русского авангарда, заявленный с самого начала, с первого выпуска в 2018 году. Название «Первая фабрика авангарда» отсылает к мощнейшему культурному наследию Иванова как крупного промышленного центра, города, где сохранились и выдающиеся памятники советского конструктивизма, и образцы революционных идей в текстиле и тканях, и очень неплохая коллекция работ художников русского авангарда. Примечательно, что организаторы фестиваля во главе с генеральным продюсером Ириной Голубевой не ограничивают себя рамками изобразительного искусства — фестиваль охватывает и театр, и музыку, и современную хореографию, кино и литературу и проводится на разных площадках.

Одна из них — это железнодорожный вокзал, который после реставрации 2020 года, вернувшей зданию первоначальный конструктивистский облик, стал символом обновления города. Именно сюда приходит скоростная «Ласточка» из Москвы — еще одно новшество, сделавшее Иваново более доступным для туристов. И прямо на вокзале можно увидеть монументальную инсталляцию Дмитрия Каварги «Ивановское вещество».

Фрагмент инсталляции «Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове. Фото: Милена Орлова

Художник, известный работами для самых разных пространств, создал выразительную метафору текстильной ДНК города: из облаков серебристой материи по-барочному протягиваются нити, опутывающие вокзальные колонны и как будто стремящиеся обнять зрителя, как щупальца живого существа. Особенно эффектно инсталляция выглядит вечером, когда отбрасывает тени на стены и окна. Впечатление усиливает написанный по мотивам фабричных шумов саундтрек.

Героям текстильного производства посвящена и выставка Кати-Анны Тагути с поэтическим названием «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени» в Музейно-выставочном центре. Художница сделала ремейки знаменитых агитационных ситцев 1920-х годов, органично внедрив в них символы, связанные с космической темой: ракеты и спутники, героев «Звездных войн». Инсталляция из белых полотнищ, воспроизводящих антураж ткацкого цеха, была создана совместно с горожанами, которые приносили фотографии родных, работавших на ивановских фабриках. Фото в кружках, помещенные на эти занавеси, создают «орнамент» из разных человеческих лиц и судеб, каждая из которых, по мысли художницы, вплетена в историческую ткань города.

Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени». Фото: Катя-Анна Тагути

А в здании главного почтамта можно видеть выставку вышивок Саши Браулова. На них изображены здания авангарда, одним из которых был и почтамт, позднее сильно перестроенный.

Центральный арт-проект фестиваля, выставка Homo faber, расположенная в том же Музейно-выставочном центре, была задумана куратором Антонио Джеузой, но доведена до ума уже Алисой Савицкой, куратором студии «Тихая» в Нижнем Новгороде и приглашенным куратором Музея Москвы. В феврале объявили открытый конкурс для художников, готовых соответствовать образу homo faber — человека, который не просто мечтает и фантазирует, но действует практически, строит, проектирует, то есть выступает в той же роли, которую исполняли когда-то конструктивисты. На конкурс было получено 150 заявок, из них Алиса Савицкая отобрала четыре, из четырех городов.

Арт-проект Homo faber в Музейно-выставочном центре. Фото: Варя Гертье

Валерий и Юлия Казасы (Краснодар) подошли к задаче конструктивно, придумав серию скульптур, напоминающих строительные леса, правда революционного красного цвета. Этот объемный пунктир расчерчивает и держит, как каркас, все пространство выставки, а в совокупности с помещенной в центр черной мягкой формой в виде запятой создает ощущение супрематической композиции — наподобие той картины Казимира Малевича, что висит в местном художественном музее. Кирилл Пискунов (Иваново) монтирует в своих коллажах сцены современной городской жизни с абстрактными образами авангарда — его работы помещены на цилиндрические формы, похожие на афишные тумбы. Сергей Потеряев из Екатеринбурга, города, так же как Иваново, во многом сформированного конструктивистами, предложил в своих видеопроекциях визуальные модификации современных видов Иванова. По-настоящему удивил зрителей Евгений Стрелков из Нижнего Новгорода. Он написал целый трактат о том, как нам обустроить Волгу, оформив его в виде листов книги с иллюстрациями и указаниями, что делать («Обязать местных жителей и приезжих вычерпывать из бочек небесные воды и переправлять на огуречные огороды»). Получилась ироничная и изящная пародия и на бюрократические циркуляры, и на модные идеи экологической реновации.

Вышивка Саши Браулова с Домом Мельникова. Фото: instagram.com/sashabraulov/

В Иванове тоже есть река, и про нее давно местными сложена частушка: «Как на Уводи вонючей стоит город наш могучий». Так что планы преобразования тут явно не лишние. Впрочем, процесс уже пошел. Часть набережной с пешеходным Банным мостом, расписанным в прошлом году в рамках фестиваля Мишей Most (творческий псевдоним столичной звезды стрит-арта удачно совпал с объектом) с той же отсылкой к ситцевым набойкам, превратилась в модный променад. В некоторых старых фабричных корпусах появились галереи и арт-пространство «Артерия», где проходят выставки и перформансы; также есть корнер местных дизайнеров одежды. А одно из текстильных производств города вступило в творческий альянс с местным уроженцем, стрит-артистом Max13 (Максим Торопов) и выпустило комплект постельного белья по его эскизам. И этот сувенир тоже вписывается в главную идею фестиваля «Первая фабрика авангарда».

Подробнее о других событиях фестиваля можно узнать на его сайте

Железнодорожный вокзал
Дмитрий Каварга. «Ивановское вещество»

Музейно-выставочный центр
Арт-проект Homo faber
Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени»

Главный почтамт
Саша Браулов. «Вышивая авангард»
До 24 ноября

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»