Выставки

Фотобиеннале в МАММ: ностальгия по 1990-м, приключения «частной луны»

Игорь Мухин. «9 мая 1996». Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

В столице проходит 14-я по счету Фотобиеннале. В выставочном пространстве Мультимедиа Арт Музея, Москва представлено сразу девять экспозиций, три из которых приурочены к его 25-летию

Фотобиеннале, которая в далеком 1996-м и дала старт грандиозному музейному проекту Ольги Свибловой, в этом году открылась аккурат в день рождения основательницы — 6 июня. Месяц (на самом деле почти два) фотографии на сей раз проходит без былого размаха (были годы, когда выставки фестиваля простирались на десяток площадок, включая Центральный Манеж, Третьяковскую галерею и Московский музей современного искусства), но все-таки включает сразу девять выставочных проектов, да еще и с международным присутствием, что в наши дни кажется почти невероятным.

Выставка Габриэле Галимберти «Домашняя аптека». Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

В Москве впервые проходит выставка известного итальянского фотографа Габриэле Галимберти. Его «фишка» — портреты людей в окружении различных предметов: именно через вещи он раскрывает жизненные обстоятельства, характер и род деятельности его героев. Для создания своих серий он много путешествует по миру и снимает то детей в окружении их любимых игрушек, то целые семьи, согласившиеся показать содержимое домашних аптечек. Последняя серия как раз представлена в МАММ, она так и называется — «Домашняя аптека». Над проектом Габриэле Галимберти работал с 2016 по 2020 год, объехав Индию, Италию, Колумбию, Коста-Рику, США, Францию, Японию и другие страны. На его снимках — благополучные ипохондрики из Италии, которые не ездят на отдых в жаркие страны без антибиотиков, противогрибковых и лекарств от ревматоидного артрита, и другие жители «первого мира», которые запасаются лекарствами впрок и горстями пьют обезболивающие и препараты от депрессии и тревожности. На их фоне ошеломительным контрастом выглядит кадр, внешне выполненный все в той же глянцевой манере «семья с картинки»: фотограф запечатлел Одетт из Гаити и ее внуков (?), в доме которых нет ни одной таблетки — в случае болезни они покупают их поштучно, если могут себе это позволить (и, хочется добавить, невольно избегают риска заработать резистентность к антибиотикам). Второй проект Галимберти на выставке, «Мой личный динозавр», посвящен странному пристрастию богатых людей от Китая до США и Франции к украшению домов скелетами доисторических животных. Он в общем-то продолжает идею столкновения разных миров, цивилизаций и возможностей.

Сразу три небольшие выставки Фотобиеннале-2022 посвящены 25-летию музея, который МАММ отметил в конце прошлого года (Московский дом фотографии, как он назывался изначально, появился в ноябре 1996-го). Прежде всего это «МАММ25» — дайджест главных проектов за два с половиной десятилетия в виде фотографий прошлых экспозиций. «#МАММлюди» — избранные снимки посетителей музея, опубликованные в соцсетях. И наконец, мини-экспозиция «Памяти Светланы Рословой» посвящена умершей от COVID-19 смотрительнице музея, которая на протяжении многих лет фотографировала посетителей и работы.

Фрагмент экспозиции «МАММ25». Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Возможно, именно прошедший юбилей задает общую ностальгическую тональность, объединяющую разные, на первый взгляд, проекты — экспозиции звезд отечественной фотографии Сергея Борисова и Игоря Мухина, которые представляют творческую элиту и андерграундную культуру 1980–1990-х («Сказка о потерянном времени» Борисова), а также жителей европейских столиц на рубеже тысячелетий («Москва — Париж — Вена» Мухина). Название выставки Сергея Борисова особенно точно: для кого-то та эпоха стала сказочным временем молодости, творчества и успеха, для кого-то — вырванным из жизни периодом выживания и разочарований, а кто-то навсегда затерялся в 1990–2000-х, как нелепо погибший на Бали в 2013-м Влад Мамышев-Монро, запечатленный Борисовым то в образе Шаляпина, то как Блок, то в виде сексапильной Мэрилин. Есть на выставке, кстати, и герои предыдущей эпохи (например, Владимир Высоцкий и Андрей Вознесенский), и неожиданная среди представителей андерграунда Наташа Королева в корсете и бескомпромиссной мини-юбке, но преобладают все-таки любимые модели Борисова: Сергей Бугаев (Африка), Борис Гребенщиков (особенно хорош в декадентской композиции «Курильщики» с Георгием Гурьяновым), Виктор Цой и другие.

Сергей Борисов. «Цой-1986». Москва. 1986. Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Одной фотографией дело не ограничивается. За разнообразие медиа, сформулированные в самом названии музея, отвечает, в частности, Леонид Тишков — еще один яркий представитель отечественного совриска 1990-х. Проект «Ближе луны только звезды» можно назвать конспектом основных его работ и серий. Тут и запечатленные в фотографиях путешествия его светового объекта «Частная луна» (оммаж Рене Магритту) от Урала до Вашингтона, и пронзительная инсталляция «Дома-скитальцы», и рисунки, и стихи самого автора и поэта Всеволода Некрасова, чье творчество значимо для Тишкова.

Экспозиция «Было — стало» важного представителя второго русского авангарда Валерия Юрлова демонстрирует его излюбленный метод «пары форм». На сей раз это запечатленные в фотографиях, живописи и как арт-объекты предметы в первоначальном и измененном виде: целое и надкусанное яблоко, разбитая рюмка, геометрические формы из дерева.

Фрагмент экспозиции «Леонид Тишков. Ближе луны только звезды». Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Единственная экспозиция Фотобиеннале-2022, которую курировала сама Ольга Свиблова, — Codex rescriptus Дмитрия Булина — стала результатом сотрудничества МАММ и фонда Still Art, которое продолжается не первый год. Фотограф использует нехитрый, известный прием, но в результате получаются очень эффектные кадры. Для серии «Венера 2.0» Булин «переснимает» с современными моделями, одетыми по моде нынешней, но с аллюзией к историческим костюмам, знаменитые шедевры живописи: «Тайную вечерю» Леонардо, «Весну» и «Рождение Венеры» Боттичелли, «Чету Арнольфини» ван Эйка и прочую классику мировой истории искусства. В другом проекте, «Мир вверх тормашками», Булин уже использует вещи из винтажных коллекций эксцентричных современных модельеров вроде Вивьен Вествуд, но также предлагает собственную интерпретацию классической живописи — на этот раз объектом его интереса стал Питер Брейгель Старший с «Нидерландскими пословицами».

Дмитрий Булин. Из серии «Красота за пять долларов». Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Наконец, серия фотографий «Красота за пять долларов» тоже работает с художественными образами прошлого, а источником вдохновения стали голливудские иконы стиля 1920–1930-х годов: Родольфо Валентино, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и другие. Стилизованные под них модели на фотографиях Дмитрия Булина используют всевозможные китайские «гаджеты» для улучшения черт лица вроде зажима — выравнивателя для носа, которые можно приобрести на AliExpress условно за $5 (отсюда и название серии). Фотограф — победитель грантовой программы Still Art, и к выставке в качестве приза издан роскошный каталог «Дмитрий Булин. Диалог», включающий и другие его серии, со статьями Андрея Бартенева, Елены Карисаловой, Ольги Свибловой и самого автора снимков.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Фотобиеннале
До 31 июля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»