Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
Поистине грандиозную выставку открыл петербургский Центральный выставочный зал «Манеж»: свыше 600 экспонатов из более чем 70 музеев, архивов, театров, библиотек, собраний коллекционеров размещено на его двух этажах. Пожалуй, самая большая художественная династия Европы представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа.

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
Идея выставки, по словам генерального директора ЦВЗ «Манеж» Анны Яловой, родилась еще во время подготовки проекта «Первая позиция. Русский балет», реализованного в начале 2023 года. «Именно тогда мы в полной мере осознали масштаб личности Александра Николаевича Бенуа, — рассказывает она. — Внимательно посмотрели на всех его предков и потомков и поняли, какая это огромная, невероятная фамилия. Благодаря нашему куратору, Павлу Каплевичу, была создана концепция будущей выставки, позволившей увидеть всю семью, весь многогранный и невероятный талант, многие годы служивший на благо России».

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» рассказывает о многих членах этого художественного клана, но главной фигурой и центром концепции стал именно Александр Бенуа (в мае уходящего года исполнилось 155 лет со дня его рождения) с самыми важными темами в его творчестве — театром и балетом. С них и начинается экспозиция.
Входная зона отделена от остального выставочного пространства огромным театральным занавесом. За ней, в аванзале, в режиме нон-стоп на большом экране идут фрагменты знаменитых балетов «Павильон Армиды» и «Петрушка». Костюмы и сценографию к ним создавал Александр Бенуа, главные роли исполняли Вацлав Нижинский и Анна Павлова. Но это дипфейк: в кадре танцуют солисты Мариинского театра Леонид Сарафанов и Олеся Новикова, а лица Нижинского и Павловой созданы с помощью ИИ. «Мы рискнули оживить Павлову и Нижинского, — говорит куратор, руководитель проекта Елизавета Павлычева. — Известно, что Дягилев и Нижинский были против киносъемок балета, а сейчас мы можем показать танец Нижинского во всей красе и мощи».

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
Из аванзала, оформленного в духе то ли императорского театра, то ли королевского дворца, по белой лестнице, сверкающей на фоне густо-кобальтового занавеса (архитектурное решение Сергея Падалко и мастерской «Витрувий и сыновья»), посетители попадают на второй этаж, откуда начинается осмотр. Пространство верхнего этажа представляет собой гигантский стеклянный лабиринт. Насыщенный синий цвет пола и обивки стен, отблески света на стеклянных перегородках — все это, вероятно, должно вызывать образ полноводной Невы, на берегах которой стоит родной город Александра Бенуа. Боковые галереи тоже оформлены под невские набережные. На их стенах и стеклянных перегородках размещены работы самого Бенуа и художников объединения «Мир искусства», вдохновителем и основателем которого был Александр Николаевич. Особое место здесь занимает серия его иллюстраций к «Медному всаднику» Пушкина.

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
Среди экспонатов — живопись из собрания Эрмитажа, который стал особой темой в жизни Бенуа. В 1911 году Александр Николаевич написал свой собственный путеводитель по Эрмитажу, а в 1918-м занял пост хранителя музея. Благодаря ему количество залов под картинную галерею увеличилось более чем в два раза, а коллекция вместила тысячи предметов из дворцов и усадеб, покинутых хозяевами. Работая в Эрмитаже, в 1922 году, художник создал и свою самую знаменитую серию, посвященную Версалю.

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
В центре композиции второго этажа — рабочий кабинет, заключенный в стеклянную капсулу. Экспонаты для его создания предоставили «Манежу» ГМЗ «Петергоф» и другие музеи. «Это не конкретный кабинет из квартиры Бенуа, мастерской или Эрмитажа, — поясняет сокуратор выставки Евгений Дединкин. — Мы хотели показать кабинет как метафизическое пространство, вобравшее в себя все ипостаси личности и творчества мастера».
За основу композиции первого этажа взята «Азбука» Бенуа, которую он нарисовал и издал в 1904 году для своего сына Николая (к открытию выставки «Азбуку» переиздали). Первая встречающая посетителей буква — «е», «Египет», и здесь можно увидеть не выставлявшийся ранее египетский картонаж (расписной чехол для мумии) из Эрмитажа. За ним на экране идут кадры из фильма «Смерть на Ниле», роль Эркюля Пуаро в котором исполнил Питер Устинов, тоже член семьи Бенуа. Рядом представлена статуэтка балетной премии «Бенуа де ла Данс» — Benois de la Danse, созданная сыном актера, скульптором Юрием Устиновым.

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
Главным экспонатом в пространстве буквы «з», «звезды», стала инсталляция «Сарай» архитектурного бюро «Меганом» — деревянный сарай с отверстиями по всей поверхности, создающими иллюзию звездного неба. Здесь можно увидеть театральные эскизы сына Александра Бенуа Николая, а также эскизы художника Бенуа ди Стетто, двоюродного брата Александра Николаевича.

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
На букву «р», «рыцари», представлены рыцари из Эрмитажа. В пространстве буквы «о», «озеро», с одной стороны резвятся «Русалки» Константина Маковского, с другой — мерцает «Остров мертвых» Арнольда Бёклина. Буква «и», «игрушки», показывает коллекцию народных игрушек. После отъезда Александра Бенуа из России коллекция распалась, позже ее часть попала в Русский музей. Внутри небольшого павильона, по внешним стенам которого размещены игрушки, находится пространство буквы «м», «мама». Центральное место здесь занимает виртуальная копия «Мадонны с цветком», которую Леонтий и Мария Бенуа продали Эрмитажу. Картинка внутри рамы постоянно меняется: оммаж мадонны работы Веры Глазуновой сменяет «Кормилица с ребенком» Зинаиды Серебряковой.

Выставка «Все Бенуа — всё Бенуа» в ЦВЗ «Манеж». Фото: ЦВЗ «Манеж»
К открытию выставки записан аудиогид, в котором использованы воспоминания Александра Бенуа и его современников, а также подготовлен каталог.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
«Все Бенуа — всё Бенуа»
До 19 апреля




