Выставки

«Живописица преславна, Кауфман, подруга муз!»

Ангелика Кауфман. «Портрет Эммы, леди Гамильтон, в образе музы комедии». 1791. Фото: Частная коллекция

В Лондоне, в Королевской академии художеств, проходит ретроспектива Ангелики Кауфман — художницы, которая два с половиной века назад была соосновательницей академии, предвосхитив торжество феминизма в мире искусства

Уроженка альпийского города Кур, Ангелика Кауфман (1741–1807) переехала в Лондон, когда ей было 20 с небольшим, и два года спустя стала соосновательницей Королевской академии художеств. «Она была одной из всего двух женщин в группе основателей академии, — рассказывает куратор выставки Аннетт Уикхем. — Впоследствии женщин туда не принимали на протяжении всего XIX века, что делает этот проблеск инклюзивности в истории академии еще более любопытным».

Ангелика Кауфман. «Автопортрет с бюстом Минервы». 1780–1784. Фото: Grisons Museum of Fine Arts/Gottfried Keller Foundation, Federal Office of Culture, Bern

Выставка, которую Уикхем подготовила совместно с Беттиной Баумгертель, открылась в дюссельдорфском Кунстпаласте в январе 2020 года и должна была отправиться в Королевскую академию годом позже, но была отложена из-за пандемии коронавируса. Как и оригинальная экспозиция, лондонская версия выстроена по большей части хронологически и рассказывает о творческом пути Кауфман в трех десятках работ, охватывая четыре основных этапа ее жизни. Главное отличие заключается в том, что Уикхем расширила раздел, посвященный лондонскому периоду, и более подробно рассказывает о ее репутации и отношениях с другими членами академии.

Кауфман проявляла одаренность с раннего возраста, причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке и литературе. В начале 1760-х юная Ангелика изучала классическую скульптуру и живопись старых мастеров в Италии под руководством отца, художника Йозефа Иоганна Кауфмана.

В Риме она писала картины по заказу коллег-художников и ученых; в их числе был немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман, которого она изобразила за столом в повсе­дневной одежде. Куратор рассказывает, что решение изображать знаменитых заказчиков в неформальной, домашней обстановке выделяло ее среди портретистов того времени.

Ангелика Кауфман. «Автопортрет на перепутье между музыкой и живописью». 1794. Фото: National Trust Images/John Hammond

Ангелика Кауфман умела заводить дружбу с нужными людьми и прекрасно понимала, что ей проще стать знаменитой, если она будет писать портреты знаменитых людей. Пере­ехав в Лондон в 1766 году, одним из первых она написала портрет Джошуа Рейнолдса, с которым познакомилась незадолго до того; затем последовали портреты членов королевской семьи. Ей нравилось, что по ее картинам создавали тиражные гравюры, это способствовало росту ее популярности.

Несмотря на успех в качестве портретистки, Кауфман считала себя в первую очередь создательницей исторической живописи — жанра, который высоко ценился в академии и который она интерпретировала весьма незаурядно. «Я отнюдь не пытаюсь выставить ее феминисткой, опередившей свое время, но она, бесспорно, любила отыскивать интересные истории, в которых женщины играют активную роль, и показывать их в неожиданном ключе», — говорит Аннетт Уикхем. К примеру, на картине «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония» (около 1769) египетская царица изображена подчеркнуто скромно, без намека на экзотичность.

Ангелика Кауфман. «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония». Около 1769. Фото: The Burghley House Collection

Раздел, посвященный Кауфман и Королевской академии, рассказывает о пути художницы к успеху в обществе XVIII века. Если в начале она занимала позицию относительного аутсайдера (в знаменитом «Групповом портрете членов Королевской академии художеств» 1771–1772 годов кисти Иоганна Цоффани обе женщины-основательницы, Ангелика и ее коллега Мэри Мозер, изображены в виде незаконченных портретов на стене), то со временем Кауфман получила заказ на создание четырех овальных потолочных картин для Сомерсет-Хауса, где располагалась академия. Две из этих работ вошли в нынешнюю экспозицию.

Выставку завершает раздел, посвященный позднему периоду карьеры Кауфман в Риме, куда она вернулась в 1782 году. Здесь она держала салон и мастерскую, оставаясь популярной до самой смерти. (Стоит отметить славу, которой художница пользовалась в России: сам Гавриил Державин в 1795 году посвятил ей оду, и мы не могли устоять перед соблазном вынести строки из нее в заголовок этой статьи. — TANR.)

Ангелика Кауфман. «Дизайн». 1780. Фото: John Hammond/Royal Academy of Arts, London

Почему же имя художницы оказалось на периферии истории искусства? В начале XIX века неоклассицизм вышел из моды. А еще из-за того, что работы Ангелики Кауфман часто воспроизводили на мебели и других декоративных объектах, ее творчество стало восприниматься как несерьезное. И все же, как подчеркивает куратор, «это оптимистическая история, демонстрирующая ее упорство, способность постоять за себя и доказать свою состоятельность — и в этом она преуспела».  

Королевская академия художеств
«Ангелика Кауфман»
До 30 июня

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»