Копия верна? 100 художников интерпретируют шедевры Лувра
Нина Чилдресс. Dame after Clouet. 2025. Фото: Pompidou Center Metz
В Центре Помпиду в Меце проходит выставка с уникальной концепцией: современных художников пригласили создать новые работы на основе произведений из Лувра. Результат превзошел ожидания: многие прототипы изменены до неузнаваемости
«Разве не прекрасно было бы писать так, будто бы никакой живописи никогда не существовало?» — сказал однажды Поль Сезанн. И тот же самый Сезанн называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать». В июне в Центре Помпиду в Меце открылась групповая выставка «Копиисты», в основе замысла которой лежит именно эта захватывающая двойственность. Директор музея Кьяра Паризи предложила сотне художников скопировать любой экспонат Лувра на их выбор, как это делали художники на протяжении веков, но с одним условием: в итоге они должны создать совершенно новое произведение. При этом никак не уточнялось, что именно следует понимать под термином «копия» в XXI веке.
К удивлению Паризи, все 100 авторов приняли ее предложение. Среди участников проекта самые разные современные художники — от Риты Аккерманн и Дань Во до Гленна Лигона и Мухаммеда Буруиссы.
Вторым сюрпризом стало то, насколько творчески художники отнеслись к заданию: Паризи называет их решения «дьявольскими». Куратор рассказывает: «Они удивили нас своими интерпретациями, изяществом, с которым они перевернули все с ног на голову — картины превратились в скульптуры и наоборот».
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце. Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
Некоторые из художников предпочли сосредоточиться на одном произведении и скопировать его сравнительно традиционным образом. «Портрет графини дель Карпио, маркизы де ла Солана» Жан-Филиппа Дельомма, созданный по мотивам одноименной картины Франсиско Гойи, приблизительно на треть меньше оригинала и прописан более экспрессивно, но его замысел безошибочно угадывается по композиции и палитре. Янь Пэймин кадрировал картину Рембрандта «Купание Вирсавии», сосредоточив внимание на служанке, стоящей на коленях у ног героини. Первоисточник столь же узнаваем, как и фирменная серая палитра и экспрессивная растушевка французского художника китайского происхождения.
Другие же предпочли подойти к заданию совершенно иначе. Французский художник Тео Кашиани выбрал в качестве основы для цифровой работы целую галерею — сводчатый бальный Зал кариатид, где экспонируются греческие мраморы и римские копии. «Домашний алтарь» Томаса Хиршхорна посвящен «Завтраку» Франсуа Буше, точнее, бумажной репродукции, наклеенной на деревянную основу. Художник нашел ее у мусорных баков неподалеку от своей парижской квартиры 40 лет назад и с тех пор очень дорожит ею. Для выставки он поместил репродукцию в деревянный алтарь с цветами, зеркалом, свечами и благовониями.
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце. Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
В Меце экспонируются только современные «копии», оригиналы остались в Париже. Кураторы выбрали свободный дизайн выставки, вдохновившись подходом венецианского архитектора-бунтаря Карло Скарпы, знаменитого неожиданными параллелями. «Для этой выставки была важна — буквально, на идеологическом уровне — свобода, а точнее, свобода и ограничение», — объясняет сокуратор Донатьен Грау, отвечающий в Лувре за программы современного искусства.
По списку экспонатов видно, что некоторые художники пришли в одну и ту же точку. Неоднократно появляется Делакруа: разные авторы обращаются к его работам, в частности к шедевру 1830 года «Свобода, ведущая народ». Часто выбирали и Шардена — Грау объясняет это тем, что французский мастер XVIII века служил своего рода мостом между нидерландской традицией натюрморта и модернистскими идеями в живописи.
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце. Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
В идее преемственности между поколениями художников, даже в тех случаях, когда новое стремится порвать со старым, и заключается суть выставки. Бюро копиистов существует в Лувре с момента основания музея в 1793 году. Каждый год 90 художников получают разрешение на протяжении трех месяцев, в часы работы музея, создавать копию одного из экспонатов. Процесс строго контролируется, чтобы не допустить производства подделок: холсты штампуют и нумеруют, а копия обязательно должна быть больше или меньше оригинала на одну пятую. В музей приходят заявки со всего мира. Копирование уже не имеет того же значения, что имело в XVIII веке, но это делает бюро не анахронизмом, а частью живого наследия. Его существование, скорее, подчеркивает преемственность и обмен между прошлым и настоящим.
Кьяра Паризи изучала искусствоведение в Италии. По словам Донатьена Грау, в этой стране «история современного искусства отсчитывается с конца XV века». Грау отмечает, что их кураторский тандем не признает строгой границы между наследием и созиданием. Они надеются, что выставка «Копиисты» станет своего рода метавселенной, альтернативным Лувром, коллективно придуманным сотней живых умов.
Центр Помпиду в Меце
«Копиисты»
До 2 февраля 2026