Реставрация

Культурные памятники вписывают в сегодняшнюю реальность

Дача Фаберже в Ленинградской области, многострадальный объект культурного наследия, доведенный прежним владельцем до разрухи, вскоре будет выставлена на торги — предположительно на новых нормативных условиях. Фото: Wikimedia Commons

Закон «Об объектах культурного наследия народов РФ» № 73-ФЗ меняется буквально на глазах. Путем законотворческих новаций шаг за шагом формируются новые правила, по которым предстоит жить и надзорным ведомствам, и потенциальным инвесторам в этой сфере

Прежде чем коснуться нововведений, уже принятых или пока рассматриваемых Государственной Думой РФ, стоит прояснить общую картину. Год назад Министерство культуры РФ сформулировало «Стратегию культурной политики до 2030 года», уделив вопросу восстановления объектов культурного наследия (ОКН) особое внимание. «Стратегия-2030» предполагает «принятие мер стимулирующего характера для привлечения частного капитала в культуру, в том числе в строительство и ремонт объектов культуры, реставрацию и восстановление объектов культурного наследия, в целях поддержки образовательных программ и просветительских проектов». Каким образом будут привлекать — становится яснее сейчас.

В марте этого года вступило в силу постановление № 1936 от 27 декабря 2024 года, упразднившее зоны охраны для многих объектов культурного наследия, включая археологические памятники, некрополи и монументы, вокруг которых раньше действовали ограничения на строительство и другие работы. Постановление касается более 60 тыс. объектов. Ликвидированы и зоны охраны объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе петроглифов Онежского озера и Белого моря. А 1 марта 2028 года охранных зон лишатся достопримечательные места и расположенные в их границах памятники и ансамбли, например Мамаев курган в Волгограде.

В июне Госдума приняла во втором чтении законопроект об упрощении содержания ОКН. Если прежде любое вмешательство в состояние памятников с этим статусом требовало оформления детальной проектной документации, то теперь достаточно уведомить органы охраны о характере и сроках запланированных работ; необходимости полного согласования проектов нет. Можно будет ремонтировать инженерно-технические коммуникации, переоборудовать внутренние помещения (исключение — отдельные исторически значимые объекты), устанавливать кондиционеры на фасаде здания, просто преду­предив о планах. Эти изменения в 73-ФЗ вступают в силу с 1 марта 2026 года.

Дача Фаберже в Ленинградской области. Фото: Wikimedia Commons

В конце июля Госдума приступила к чтению новых поправок к 73-ФЗ. Законопроект наделит регионы правом исключать исторические здания из федерального реестра объектов культурного наследия, а если собственник здания более десяти лет его не реставрировал — безвозмездно изымать через суд. Согласно действующей редакции статьи 23 73-ФЗ, из реестра ОКН памятники регионального значения исключают после обращения местных властей, но решение об этом принимает Минкульт РФ. Нововведения дают региональной администрации право не советоваться с федеральным министерством.
Сейчас тысячи некогда приватизированных объектов культурного наследия пребывают в аварийном состоянии. Авторы инициативы, новгородские законотворцы, приводят данные по своему региону: удручающий вид имеют 5 тыс. ОКН. Существующая процедура изъятия ОКН у собственников предусматривает принудительный выкуп, но владельцы зданий-памятников годами уклоняются от судов. Радикальная мера безвозмездного изъятия, уверены инициаторы законопроекта, дисциплинирует собственников.

Следующая поправка, к рассмотрению которой Госдума приступила в августе, разрешит выставлять на комбинированные торги ветхие объекты культурного наследия вместе с землей вокруг для жилой застройки. При невыполнении обязательств по восстановлению памятника договор будет расторгнут, а культурный объект должен быть возвращен государству с выплатой неустойки.

С помощью таких мер планируется к 2030 году восстановить не менее 1 тыс. ОКН. Планы довольно смелые. В 2024-м реставрировали 200 объектов культурного наследия — к концу года полностью завершили работы на 30 из них. Для сопоставления: вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова говорила о 14 тыс. ОКН, которые находятся в неудовлетворительном состоянии.

Дача Фаберже в Ленинградской области. Фото: Wikimedia Commons

Согласно данным, приведенным в «Стратегии культурной политики», по состоянию на 31 декабря 2023 года в России было 154,2 тыс. объектов культурного наследия, из них объектов федерального значения — 71,6 тыс. (в том числе 56 тыс. объектов археологического наследия), объектов регионального значения — 78,5 тыс., объектов местного (муниципального) значения — 4 тыс. Сейчас в реестре ОКН уже фигурирует цифра в 158,5 тыс. Создана карта Единого государственного реестра объектов культурного наследия (ЕГРОКН). Правда, пока в нее внесено только 68 объектов: 35 — в Москве, по 12 — в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде и еще 6 в Пскове.

Даже если послабления дадут желаемый эффект, останутся еще тысячи объектов, требующих внимания и опеки. Программа льготной аренды объектов культурного наследия «1 рубль за квадратный метр в год», которая действует в Москве с 2012 года, сегодня неэффективна. Взяв в аренду историческое здание за копейки, инвестор в итоге должен потратить на разработку и согласование проекта реставрации круглую сумму и немало времени, поэтому все меньше бизнесменов решаются на это. Но шаги навстречу инвесторам повышают риски: вольности обращения с ОКН могут привести к застройкам культурно значимых мест и утрате важных памятников.

Кажется, прежде чем идти на все эти меры, стоит усилить пул экспертов, которые следят за состоянием ОКН и дают или лишают их статуса. В 2024 году в Москве более 1,7 тыс. выявленных объектов культурного наследия ждали решения о присвоении им охранного статуса, но редакция столичного закона № 24 «Об объектах культурного наследия в городе Москве» от 13 ноября 2024 года лишила их шанса. Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, выступавший на суде по иску этого общественного движения к Московской городской думе и мэру Москвы Сергею Собянину (о признании недействующим пункта 3 статьи 17 закона № 24 как противоречащего федеральному закону № 73), отмечал, что экспертизу за полгода прошли лишь 120 строений. То есть специалисты просто не успели все как следует осмотреть и составить заключение. 

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»