Выставки

Лавиния Фонтана: возможно, первая в истории профессиональная художница

Лавиния Фонтана. «Клеопатра». 1605. Фото: Galleria Spada

Если рассказывать о женщинах-новаторах в европейском искусстве, то итальянка Лавиния Фонтана — одна из очевидных героинь такого рассказа. Большая выставка повествует о ее уникальной судьбе и представляет результаты недавней реставрации

Женщины добивались выдающихся художественных успехов в монастырях или при дворе и раньше, но именно Лавиния Фонтана (1552–1614) стала первой державшей собственную процветающую мастерскую — сперва в родной Болонье, а позднее в Риме. Именно поэтому ее называют первой профессиональной художницей в истории западноевропейского искусства.

Национальная галерея Ирландии, в собрании которой находится самая большая из дошедших до нас картин Фонтаны «Визит царицы Савской к царю Соломону» (1599), посвятила художнице крупную монографическую выставку.

Лавиния Фонтана. «Автопортрет с клавикордом и служанкой».1577. Фото: Accademia Di San Luca

В экспозицию «Лавиния Фонтана. Новатор, нарушительница правил» вошло более 50 полотен и графических произведений. По словам куратора Иифы Брейди, выставка посвящена многочисленным случаям, когда художница шла наперекор традициям и делала что-то впервые в истории. Основное внимание уделено главной специализации Фонтаны — портретной живописи, но посетители также увидят образцы ее беспрецедентно крупноформатных алтарных картин и изображений обнаженного женского тела во времена, когда женщинам было запрещено изучать человеческую анатомию.

Лавиния Фонтана. «Венера и Марс». Около 1595. Фото: Fundacion Casa de Alba

Судя по всему, художественное образование, полученное Фонтаной, было продиктовано экономической необходимостью. Тяжело заболев, ее отец Просперо, сам незаурядный портретист, видел в младшей дочери, как говорит Брейди, «будущую опору семьи». Когда Лавиния по расчету выходила замуж за сына негоцианта Джан Паоло Дзаппи, условия были нетрадиционными для того времени: в брачном договоре, представленном на выставке в первом зале, специально оговаривалось, что она сможет продолжить художественную карьеру. И хотя биографы того времени путаются в деталях, нам известно, что на протяжении последующих десятилетий Фонтана работала плодотворно и методично, при этом успев родить 11 детей.

Просперо Фонтана. «Портрет астролога». Около 1575. Фото: Galleria Spada

Начало карьеры художницы пришлось на период, когда женщины в Болонье получили больше возможностей участвовать в общественной жизни, в том числе в качестве покровительниц искусств. Представительницы аристократии составляли основу клиентуры. Фонтана создавала изящные маньеристские портреты с тщательно прописанными костюмами и украшениями, что сделало их, по словам Брейди, «непременным элементом интерьера в домах этих женщин». Одним из примеров служит представленный на выставке монументальный «Портрет семьи Гоццадини» (1584) — первое известное нам художественное произведение, созданное женщиной-художницей по заказу женщины — покровительницы искусств.

Лавиния Фонтана. «Христос в доме Марии и Марфы». Около 1580.

Изучение техники Фонтаны началось лишь в последние десятилетия — и уже позволило сделать ряд открытий. «Просто удивительно, как много интересного всплыло на поверхность! — отмечает куратор. — Сейчас Фонтане атрибутируют около 130 картин, однако после окончания выставки я, возможно, смогу дать вам другую цифру».  

Национальная галерея Ирландии
«Лавиния Фонтана. Новатор, нарушительница правил»
До 27 августа

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»