Выставки

Малевич и современное искусство демонстрируют согласие в Раздорах

«Человек сидящий» Игоря Шелковского. Фото: Пресс-служба Парка Малевича

Выставка под открытым небом в подмосковном Парке Малевича показывает, что, когда речь идет о русском современном искусстве, Малевич не может быть ни при чем

«При чем тут Малевич?» — этим вопросом, вероятно, задаются многие посетители парка, который открылся полтора года назад близ подмосковной деревни Раздоры и был назван именем художника-авангардиста № 1. Недавно этот вопрос материализовался и завис в виде огромной надписи среди деревьев неподалеку от входа — ее видно и со стороны железнодорожных путей, когда подъезжаешь сюда на электричке. Чтобы получить ответ, глубоко копать не приходится: 100 лет назад Казимир Северинович часто приезжал в близлежащую Немчиновку (где потом был захоронен и впоследствии утерян его прах) и любил гулять по окрестностям, доходя и до Раздоров, и до Барвихи.

Сегодня на территории парка, прямо под открытым небом, при поддержке Третьяковской галереи разместилась постоянная экспозиция произведений современного искусства. Среди экспонентов — как классики неофициальной художественной сцены 1960–1970-х годов, среди которых Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, Вячеслав Колейчук, Игорь Шелковский, так и художники последующих поколений — Леонид Тишков и Аристарх Чернышев. Всех их в той или иной степени можно назвать наследниками Малевича, чья ДНК лежит в основе русского современного искусства. Но, поскольку представленные объекты не содержат прямых аллюзий к его произведениям и философии, зритель вновь и вновь возвращается к вопросу: «Так при чем же тут Малевич?»

Парк Малевича. Фото: Пресс-служба Парка Малевича

Художники-нонконформисты, представители «второго русского авангарда», могли познакомиться с авангардом историческим, который в СССР был запрещен, через репродукции в зарубежных альбомах или получив доступ в музейные запасники, как в свое время Игорь Шелковский. Его «Человек сидящий», открывающий экспозицию, представляет собой монументальную — 3,5 м — геометризованную фигуру. Так же можно описать и крестьян с полотен Малевича с их величественными, супрематически упрощенными силуэтами и головами, которые, как он говорил, «должны касаться звезд».

Для Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, пионеров отечественного ленд-арта, природа не просто фон — она подобна метафизической бесконечности белого, в которой существуют супрематические фигуры Малевича. В эту природную бесконечность художники помещают свои рукотворные объекты — «артефакты». В Парке Малевича их два. Это парящий в вышине квадрат, составленный из зеркальных плоскостей, и инсталляция «Вертикаль-горизонталь», будто бы искривляющая пространство при помощи нитей, натянутых между строгими вертикалями сосновых стволов.

Фигура Малевича служит камертоном и для восприятия медиаинсталляции Аристарха Чернышева «Античная голова» из корпоративной коллекции АО «Интеко». Опрокинутый бюст Александра Македонского с индикатором загрузки вместо лица напоминает и о безлицых персонажах с картин Малевича, и о желании авангардиста «выловить себя из омута дряни академического искусства», низвергнув его традиции и идеалы, и в то же время о его позднем увлечении сюрреалистом Джорджо де Кирико, который в своих полотнах обращался к образам античности.

«Античная голова» Аристарха Чернышева. Фото: Пресс-служба Парка Малевича

Работы другого сюрреалиста, Рене Магритта, угадываются в двух поэтичных инсталляциях, которые подготовил для парка Леонид Тишков. Светящийся и днем и ночью большой полумесяц, плывущий в лодочке по живописному пруду, продолжает знаменитую серию «Частная луна», первоначально вдохновленную магриттовской картиной «Шестнадцатое сентября» (1956). А инсталляция «Частное солнце» позволяет зрителю почувствовать себя гостем полотен из цикла «Банкет» (1956–1964), на которых изображено удивительное явление — дневное светило, застывшее на фоне леса. Казалось бы, здесь-то при чем Малевич? Но произведения современного искусства податливы к обретению новых интерпретаций и ассоциаций, и потому в магриттовском солнце легко увидеть супрематический красный круг. Заодно вспоминается и футуристическая опера «Победа над Солнцем», в декорациях к которой впервые появился пока еще черно-белый прообраз «Черного квадрата». Но если авангардисты стремились низвергнуть Солнце, то Тишков его приручает.

«Частная луна» Леонида Тишкова. Фото: Пресс-служба Парка Малевича

Кинетический объект Вячеслава Колейчука также обращается вовсе не к тому, кому посвящены парк и выставка, а к Карлу Иогансону, чью механическую самонапряженную структуру из трех металлических стержней он реконструировал. Но и тут можно перекинуть мостик между Малевичем и ранними конструктивистами — например, через историю их непростых взаимоотношений. Любопытные подробности, позволяющие ответить на вопрос: «При чем тут Малевич?», раскрываются в аудиогиде. Рассказ Ирины Горловой, руководителя отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи и куратора выставки, дополнен здесь комментариями художников.

Парк Малевича, Московская область, Одинцовский городской округ, деревня Раздоры
«При чем тут Малевич?»

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»