Новости

На крючке: текстильная эйфория в современном искусстве

Юлия Маркос. Ковер «Ти Ви гудбай». 2021. Фото: Фонд культуры «Екатерина»

Разбираемся с теорией и практикой текстильного искусства на примере работ современных российских художников с нескольких московских выставок

Криптоарт и нейросети уже кажутся немного старомодными. Сегодня в фокусе внимания — шитье и ткачество. В Москве почти одновременно и при этом независимо друг от друга открылись два больших проекта, демонстрирующие этот тренд в самом широком диапазоне: биеннале «Текстиль в современном искусстве» в галерее «ГРАУНД Солянка» и выставка «Соткано» в Фонде культуры «Екатерина». Работами для них, в свою очередь, щедро поделились галереи соответствующей специализации — Тextura и Atelier Choutko. Как ремесла пробили себе дорогу в совриск и почему случился постконцептуальный поворот к мастерству? Какие тренды существуют в текстильном искусстве и какими мифами оно окружено? Рассказываем, вплетая в текст примеры с новых выставок.

Варвара Гранкова. Без названия. Из серии «Цветы и трава». 2022. Фото: Фонд культуры «Екатерина»

Шиворот-навыворот: изменчивая иерархия искусств.

Статус различных искусств разнится от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. В Античности престиж «служебных», то есть требующих физических усилий, искусств, включая как ремесла, так и скульптуру с живописью, был низок. «Высокими» считались искусства, связанные со словом или числом: грамматика, риторика, геометрия, астрономия, музыка как теоретическая дисциплина. Положение художника изменилось в эпоху Возрождения. Если прежде он приравнивался к ремесленнику, то теперь стал гением, творцом. Несмотря на рост значения живописи, изготовление гобеленов считалось долгое время более изысканным и статусным занятием: их можно было сворачивать, перемещать и показывать широкой публике, чтобы та восхищалась вкусом и возможностями заказчиков-понтификов. Постепенно в иерархии искусств ткачество опустилось на более низкую ступень, чтобы триумфально вернуться столетия спустя в качестве актуальной формы совриска. Как и Рафаэлю, современным художникам не приходится ткать самостоятельно — достаточно быть автором идеи и эскиза. В экспозиции «Соткано» представлено два ковра — по эскизам Юлии Маркос («Ти Ви гудбай») и Александра Повзнера (с современным кафкианско-витрувианским человеком). Оба были сотканы в мастерских Atelier Choutko, где на выставке «Текстильный дневник» сейчас висит ретрофутуристический ковер Кирилла Рубцова «Русский робот».

Кирилл Манчунский. Свидание с рыбой-луной. 2021. Фото: Фонд культуры «Екатерина»

Все оттенки «крафтивизма»

До недавних пор статус ремесла в современном искусстве был непрочен: во главу угла встала идея, а авторов, делающих ставку на мастерство и ручной труд, можно было заподозрить в реакционности. В постконцептуальную эпоху художники используют идею ремесла стратегически: чтобы говорить о политике, угнетении, социальных и экологических проблемах (есть даже термин «крафтивизм», который можно расшифровать как «протестное рукоделие»). Классический пример — серия ковров в виде карт мира, для создания которых итальянский концептуалист Алигьеро Боэтти нанимал афганских и пакистанских мастериц. Созданные с 1971 по 1994 год, эти карты отражают меняющиеся в ходе боевых действий и других политических процессов границы между странами. Можно вспомнить и гобелены скульптора из Ганы и Нигерии Эль Анацуи, «сотканные» из сплющенных бутылочных крышечек. Для Анацуи этот необычный материал связан с историей колонизации Африки, куда европейские купцы столетия назад завезли ром.

Над головами посетителей в одном из залов фонда «Екатерина» сейчас закреплена инсталляция Евгении Эварт «Под водой», в которой видится высказывание на тему загрязнения окружающей среды: в волнах из полиэтилена плывут рыбы из пластиковых бутылок. А в «ГРАУНД Солянке» к потолку подвешено произведение Оксаны Афанасьевой — белое платье с вышитыми на нем красными надписями. «Ты должен терпеть», «Ты должна делать вид, что все хорошо», «Тебе должно быть стыдно» — эти и другие нездоровые установки, которые прививает человеку нездоровое общество, можно прочитать лишь с изнанки платья — снаружи они выглядят как кровоточащие раны. В соседней комнате размещена другая работа на тему токсичности, куда более насмешливая: Надя Петрова сплела кружева в виде комара, борщевика, гопника и участкового — едва ли у кого-то может возникнуть желание встретиться хоть с одним из них.

Надя Зубарева. Без названия. 2017. Фото: Фонд культуры «Екатерина»

(Не) женское это дело

Хотя мужчины ткачи и вышивальщики встречаются в разных культурах, текстильное искусство считается по преимуществу традиционно женским занятием. В 1960–1970-е годы, время расцвета феминистского движения, художницы массово обращались к практикам шитья и ткачества, ища и утверждая собственную идентичность в современном искусстве. Они стремились создать оппозицию геометричному, холодному, рассудочному минимализму, в котором доминировали мужчины (существовала, конечно, и другая линия: многие художницы и фем-теоретики отнюдь не считали, что «женскому» творчеству присущи специфические черты, отличающие его от «мужского»).

Мириам Шапиро и Мелисса Мейер предложили в 1977 году термин «феммаж», который можно расшифровать как «женский коллаж». В статье, опубликованной в феминистском журнале «Ереси» (выходил в Нью-Йорке с 1977 по 1993 год), художницы перечислили критерии такого произведения: оно создано женщиной, содержит собранные ею лоскуты и обрезки ткани, фотографии и другой печатный материал, вышитые рисунки и тексты. Тематически же «феммаж» охватывает персональную жизнь женщины и обращен к близким ей людям. Буквально всем этим признакам соответствует искусство московской художницы Марии Арендт, которая часто обращается к сюжетам семейной истории, а свою технику называет «графика нитью на ткани». На выставке «Соткано» сейчас можно увидеть ее работу с парными башнями Шухова на Оке, точнее, ее изнанку с живописными вкраплениями газетных обрезков, используемых в качестве подложки.

Кирилл Манчунский. Из серии «Окурки». 2023. Фото: «ГРАУНД Солянка»

Несмотря на опыт 1960–1970-х годов, мы не наблюдаем женской монополии на вышивку, вязание, плетение и аппликацию. Но количество работающих в этих техниках художников-мужчин никогда еще не было так велико, как сейчас, в том числе на российской арт-сцене. Вначале был Тимур Новиков — такой же одинокий на горизонте текстильного искусства, как кораблики на его тканевых коллажах. Сегодня же выставки в «ГРАУНД Солянке» и в фонде «Екатерина» представляют целый сонм авторов-мужчин. Кирилл Манчунский использует технику «батик» и вышивает окурки на ситце с пестрым цветочным узором, Родион Китаев делает росписи на тканях в примитивистском ключе (например, изображает мифическую птицу сирин), а Дамир Муратов то ли вяжет, то ли распускает «Черный квадрат». И это далеко не все имена. Кого- то и вовсе забыли: например, Сашу Браулова из Петербурга, который соединил вышивку и стрит-арт.

Наплести с три короба

Вышивка и ткачество могут казаться исключительно камерным, «домашним» занятием, но одна из стратегий современного искусства — делать все по принципу контраста и преувеличения. Так, Александра Островская, участница обеих выставок, связала из толстого теплоизоляционного шнура «вилатерм» 11-метровый объект под названием «Портал», который вихрем возносится от самого подвала до потолка «ГРАУНД Солянки».

Александра Островская. «Портал». 2024. Фото: «ГРАУНД Солянка»

С метафизикой Островской контрастирует гротеск и юмор Эмилии Санги, которой принадлежит другая без преувеличения заметная инсталляция на текстильной биеннале. Санги сшила гигантское нижнее белье: бюстгальтер, подвязки, капроновые чулки — и развесила все это добро на веревках, протянутых над головами посетителей. Кажется, будто белье принадлежит той самой соблазнительной великанше, которая сошла с рекламного плаката к доктору-моралисту Антонио в киноновелле Федерико Феллини из фильма «Боккаччо-70».

Эмилия Санги. Magnum Esox. 2023. Фото: «ГРАУНД Солянка»

С миру по нитке — и не только

Искусство не самая экологичная деятельность, несмотря на все его благие цели. Наиболее экологичный способ производства для «текстильных» художников — upcycling, то есть создание новых объектов из уже существующих материалов. Программно в этом русле работает Варвара Гранкова — одна из ее работ представлена на выставке «Соткано». В ворохе как будто бы неряшливо скомканных тряпок не сразу угадывается изображение красного цветка — для разглядывания следует отойти подальше, как в случае с полотнами импрессионистов. А если подойти поближе, заметишь старые футболки, рубашки, перчатки. Собирая их в композиции, художница обращает внимание на проблему перепроизводства и неумеренного потребления вещей. Другой участник выставки, практика которого связана с понятием upcycling, — Виталий Тюрлик. Он создает шутливые аппликации-панно, используя лоскутки бывшей в употреблении и больше ни на что не годной ткани (к слову, персональная выставка Тюрлика «Сонный паралич» открылась в галерее Ruarts.

Виталий Тюрлик. «Это еще цветочки». 2023. Фото: Ruarts Gallery

Пока одни художники при выборе материалов исходят из принципов устойчивого развития, другие заинтересованы в расширении границ техники и медиума. Екатерина Абламская, например, комбинирует шерсть и органзу с рыболовными сетями и металлической проволокой — получаются «Другие планеты». А для уже упомянутой Александры Островской нитью может служить не только вилатерм, но и полипропиленовый шпагат, а канвой — сварная сетка (несмотря на грубые материалы, работы получаются нежные, воздушные, полупрозрачные). Дарья Неретина сближает два медиума: вышивку и рисунок. В серии Arts & Craft она вышивает прямо на бумаге, дополняя цветными стежками акварельный этюд и показывая, что нитками тоже можно создавать живопись.

Художники и кураторы изменили имидж ремесла и рукоделия — оказалось, что традиционные творческие техники могут быть заряжены концептуально, критически, политически. Разобраться в различных художественных подходах к работе с текстилем зрителю пока нелегко: экспозиции в «ГРАУНД Солянке» и в фонде «Екатерина» собраны довольно интуитивно. Возможно, V Триеннале текстильного искусства, которая откроется весной 2025 года в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», предложит более структурный подход к этим хитросплетениям.

«ГРАУНД Солянка»
I ГРАУНД Биеннале
«Текстиль в современном искусстве»
До 9 мая

Фонд культуры «Екатерина»
«Соткано»
До 12 мая

Ruarts Gallery
Виталий Тюрлик.
«Сонный паралич»
До 12 мая

Atelier Choutko
«Текстильный дневник»
До 25 апреля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»