Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Ян Вермеер. «Молодая женщина, сидящая за вёрджинелом». Фото: The National Gallery, London
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
В распоряжении The Art Newspaper оказались не публиковавшиеся прежде фотографии повреждений, которые в 1968 году получила картина Яна Вермеера «Молодая женщина, сидящая за вёрджинелом» (1670–1672) из лондонской Национальной галереи. Вандал попытался вырезать самую важную часть композиции — голову девушки (это круглый фрагмент холста диаметром чуть более 10 см). Если бы он сумел завершить начатое, восстановить картину приемлемым образом было бы невозможно. Личность вандала так и не была установлена, о его мотивах ничего не известно.
На тот момент картина висела в Голландском кабинете на нижнем этаже музея. Смотритель находился в зале, но не мог видеть часть полотен со своего места, поскольку они были выставлены в нишах. В тот день, 22 марта 1968 года, зал открылся в 10:00, но до 11:15 пустовал. Сразу после полудня один из посетителей увидел на картине повреждения, но предположил, что о них уже сообщили, и не стал говорить об этом смотрителю. Прошел еще час или даже два, но никто из дежуривших сотрудников так и не заметил повреждений. Когда же другой посетитель наконец сообщил о них, полотно немедленно сняли и перенесли в реставрационную мастерскую.
В тот же день после запроса газеты Daily Express был выпущен краткий пресс-релиз. Представитель музея заявил, что «фрагмент холста не был изъят, а утрата красочного слоя минимальна». Это не отражало масштаба повреждений.
Осмотр картины показал, что разрез вокруг головы женщины был сделан острым инструментом, вероятно лезвием бритвы. Лезвие полностью прошло сквозь холст между глаз изображенной, в других местах остались глубокие царапины. Все это представляло собой крайне необычную форму вандализма. По счастью, за три года до трагедии холст был дублирован (то есть укреплен путем наклейки на другой холст), и эта дополнительная толщина помешала вандалу прорезать его насквозь.
Поврежденный фрагмент картины. Фото: The National Gallery, London
Тогдашний директор Национальной галереи Мартин Дэвис сообщил попечителям: «Я с обеспокоенностью отмечаю, что дежурный смотритель, сидя в своем кресле в одном конце зала, мог видеть только 10 из 25 картин». И добавил, что «малое число посетителей тем утром стало еще одним тревожным фактором; одной из важных мер защиты картин является наличие большого числа посетителей в залах».
Дэвис выступал за публикацию фотографии повреждения, но попечители его переубедили. Один из них, художник Эндрю Фордж, считал, что «неправильно публиковать фотографию, которая может возбудить того, кто совершил злодеяние». С ним был согласен скульптор Генри Мур. Фордж связал акт вандализма с тем фактом, что «Молодая женщина, сидящая за вёрджинелом» «появлялась на афишах, рекламирующих галерею», которые демонстрировались на 200 станциях метро и железной дороги.
Попечитель Эдвард Плейфэр внес предложение разрешить «представителям прессы увидеть фотографию по запросу, но ни при каких обстоятельствах не публиковать ее». Оно было принято. Однако не похоже, чтобы хоть кто-то из журналистов подал такой запрос. Фотографии не публиковались, а в прессе появились лишь очень краткие сообщения (самое длинное составляло 130 слов), основанные на заявлении галереи. Инцидент даже не был зафиксирован в ее годовом отчете. Можно предположить, что более активная огласка могла бы побудить какого-нибудь посетителя связаться с музеем и предоставить ценную информацию о вандале.
«Молодая женщина, сидящая за вёрджинелом» была повторно дублирована, а поврежденный участок заретуширован в течение нескольких дней. Картина вернулась в экспозицию через три недели после происшествия, но уже в другой зал. Само собой, теперь она была защищена оргстеклом.