Выставки

Научный, а не мифологический взгляд на Кносский дворец царя Миноса

Сосуд для духов в форме птицы. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum

Выставка рассказывает об истории открытия и исследования минойской цивилизации с ее мифом о Минотавре и лабиринте. Экспозиция основана на архивах Артура Эванса, который прославился как инициатор и руководитель раскопок на Крите на рубеже XIX–XX веков

Экспозиция в Музее Ашмола рассказывает о раскопках, проведенных 100 лет назад его бывшим хранителем, и о том, как они способствовали популяризации минойской культуры с ее мифами о Минотавре и лабиринте. В основу выставки легли архивы бывшего ученого хранителя оксфордского музея Артура Эванса, прославившегося благодаря раскопкам на Крите, которые велись под его руководством на рубеже XIX–XX веков.

Эванс в первую очередь известен как первооткрыватель и популяризатор минойской культуры — цивилизации бронзового века, следы которой он обнаружил во время раскопок на месте древнего города Кносс, где, по его мнению, мог находиться лабиринт с мифологическим чудовищем Минотавром. В экспозицию вошли некоторые из самых знаменитых находок Эванса, в том числе такие образцы тонкой резьбы по камню, датируемые приблизительно 1500 годом до н.э., как сосуды в форме морских раковин или с рельефами осьминогов. Многие экспонаты выставляются в Великобритании впервые; они показаны в сопровождении полевых дневников и рисунков Эванса, а также предметов, приобретенных им для Музея Ашмола.

Голова зевса. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum

По словам Эндрю Шапланда, куратора отдела бронзового века и классической Греции в Музее Ашмола, Артур Эванс поддерживал стремление Крита добиться независимости от Османской империи и действовал менее спорными методами, чем лорд Элгин, вывезший в Британский музей фризы с Акрополя. «Он дальновидно приобрел интересовавший его участок земли и дал обещание не вести на нем раскопки, пока Крит не станет независимым, — рассказывает Шапланд. — А его находки свидетельствовали о существовании на Крите развитой древней цивилизации, связанной с Грецией».

Фигура богини с поднятыми руками. Крит. 1375–1300 гг. до н.э. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum

Куратор уточняет, что Эванс соблюдал установленные властями Крита правила вывоза предметов старины, позволявшие отправлять в Музей Ашмола только «дубликаты», и с готовностью признает, что саму территорию Кносса нашел не Эванс, эта заслуга принадлежит местному археологу Миносу Калокериносу. Он также добавляет, что новое поколение археологов продолжает регулярно находить древние артефакты. «Мы стараемся связать разные аспекты этих раскопок: знаменитые находки, оставшиеся на Крите, и архив, который хранится у нас здесь, — говорит Шапланд. — Мы показываем, что это продолжающаяся история».

Музей Ашмола
«Лабиринт. Кносс, миф и реальность»
До 30 июля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»