Непрерывная линия Ребекки Хорн проведена в замке Кастелло ди Риволи
Ребекка Хорн. «Оставляя прорези в прошлом». 1992–1993. Фото: Renato Ghiazza/Rebecca Horn by SIAE 2025
В Италии проходит выставка, посвященная наследию немецкой художницы-визионера, ключевое место на которой отведено инсталляции «Оставляя прорези в прошлом»
В замке Кастелло ди Риволи, расположенном недалеко от Турина, проходит выставка «Оставляя прорези в прошлом» — первая крупная ретроспектива Ребекки Хорн в Италии и первая после смерти художницы в сентябре прошлого года. Центральное место в экспозиции занимает одноименная инсталляция 1992–1993 годов: копье, вращаясь вокруг вертикальной оси, проходит сквозь узкие прорези в деревянных дверях. Его скользящие движения, по словам главного куратора музея Марчеллы Беккариа, представляют собой нечто среднее «между лаской и хирургическим разрезом».
Ребекка Хорн. «Cello (Violoncello)». 1999. Фото: Attilio Maranzano/Rebecca Horn by SIAE 2025
Выставка организована в сотрудничестве с мюнхенским Домом искусства, где год назад незадолго до смерти Хорн прошла крупная ретроспектива, акцентировавшая внимание на хореографической составляющей ее творчества — от перформансов 1970-х годов с «расширениями тела» до крупных инсталляций 1990-х. Куратор Яна Бауман отмечает, что работы Хорн требуют «точного и четкого подхода» к кураторству, а экспозиция в Риволи предлагает «очень специфический взгляд», сосредоточенный на духовных аспектах позднего периода ее творчества и на рисунке как непрерывной линии, пронизывающей всю ее карьеру с 1960‑х годов. (Многие из произведений были представлены на персональной выставке Ребекки Хорн в Москве, в МАММ, в 2013 г. — Прим. TANR.)
Ребекка Хорн. «Зеркало озера. 2004. Фото: Paolo Pellion di Persano/Rebecca Horn by SIAE 2025
Особое внимание уделено ранним рисункам, изображающим женское тело как источник энергии, и серии Bodylandscapes 2000–2010-х, где эта идея достигает кульминации. Важной частью выставки являются ранние видеоперформансы, такие как «Одинокий танцор» (1978), отражающие опыт болезни и изоляции художницы в молодости, а также темы времени и напряжения между самоограничением и стремлением к свободе.
Мотив круга проходит через все творчество Хорн — от защитных образов крыльев и коконов в перформансах 1970-х до поздних рисунков, где радиус круга соответствует размаху рук художницы. Выставка завершается скульптурой «Колесо времени» (2016), отсылающей к буддийской концепции цикла существования.
Ребекка Хорн. «Крылья из перьев». 1992. Фото: Paolo Pellion di Persano/Rebecca Horn by SIAE 2025
Экспозиция размещена в так называемом Длинном рукаве замка Кастелло ди Риволи (Manica lunga). Узкое пространство, подобное коридору, заставляет посетителей двигаться в одном направлении, а затем возвращаться тем же путем, подчеркивая цикличность и повторение — ключевые темы в работах Ребекки Хорн.
Музей современного искусства Кастелло ди Риволи
«Ребекка Хорн. Оставляя прорези в прошлом»
До 21 сентября