Выставки

Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове

Николай Гущин. «Элегия». Фото: Дом русского зарубежья

Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой

Если бы кто-то решил снять художественный фильм про художника Николая Гущина (1888–1965), то его образ сочли бы собирательным. Родился в семье сельского учителя в Вятской губернии, детство и юность провел в Перми, затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Абрама Архипова, Константина Коровина, Сергея Малютина и Леонида Пастернака. Дружил с футуристами, выставлялся с передвижниками. В 1919 году бежал от белого и красного террора через Дальний Восток. Почти 30 лет провел в эмиграции: Китай, Франция, Монако. Несмотря на успех и признание в художественных кругах, стремился на родину. В 1932 году подавал прошение в советское посольство в Париже, но безрезультатно. В войну участвовал в Сопротивлении. В 1947-м, в возрасте 59 лет, наконец получил разрешение вернуться в СССР, но без права проживания в столице и крупных городах. Так Гущин оказался в Саратове — городе, с которым до этого его ничего не связывало. По предписанию властей он был принят на работу реставратором в Радищевский музей и даже целый семестр преподавал в Саратовском художественном училище, откуда его уволили из-за коллективного доноса преподавателей (потому что приезжий из Франции не должен учить советскую молодежь!).

Благодаря эмиграции Гущин — как личность и как автор — сохранил внутреннюю свободу. Начисто лишенный страха перед системой, он казался вызывающе нездешним, по словам одного из современников, будто несущим «в себе кусочек Парижа». Немудрено, что после участия в двух областных (1948, 1955) и одной всероссийской (1957) выставках последовало его полное отстранение от художественной жизни.

Николай Гущин. «Автопортрет (Внутренним взором)». Фото: Дом русского зарубежья

«За годы, проведенные в Саратове, вокруг Гущина сформировалась группа молодых художников, впоследствии ставших яркими представителями неофициального искусства, которое вошло в историю под названием „круг Гущина“», — рассказывает заведующая отделом современного искусства Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева Елена Дорогина. Она стала одним из кураторов выставки, открывшейся в Доме русского зарубежья (второй куратор — заведующая научно-экспозиционным отделом этой институции Дина Гаврилова).

Сложилась уникальная ситуация, отраженная в названии выставки: для Саратова Николай Гущин стал знаменитой, даже легендарной фигурой, но повсеместно он остается художником практически неизвестным. В экспозиции более 60 работ. В первом разделе представлены произведения периода эмиграции (1919–1946), в основном из частных собраний. Второй раздел можно обозначить как «саратовский» (1947–1965), здесь основу составляют картины из Радищевского музея. Наблюдая творчество Гущина в развитии, видишь, как менялась его живописная манера, нарастали трагизм и символическая образность. Изыс­канные женские портреты эмигрантского времени (например, «Портрет графини де Мопа», 1934) сменяются почти бесплотными образами прекрасных дам, которых Гущин называл «голубыми видениями» («Ноктюрн», 1955; «Вечность», 1961; «Баллада»). Нарастает мистическое звучание и в пейзажах. Натурные композиции постепенно трансформируются в сказочные, наполненные мистическим светом («Сказочный лес», 1950-е; «Осенняя оргия», 1957–1958). И конечно, одно из самых сильных впечатлений выставки — это автопортреты, где художник изображает себя в виде пророка, демиурга, проникающего в тайны Вселенной. Не случайно Гущин говорил: «…художник должен писать то, что видит. Но видеть он должен глазами „духа“ вне света дня и вне света ночи».

Николай Гущин. Эскиз к картине «Вечность». Фото: Дом русского зарубежья

Ощущение сопричастности к тайне бытия, свойственное художнику, привело его к формированию самобытной, узнаваемо гущинской живописной манеры — темпераментной, с использованием сложной техники многослойного письма. «Интенсивный цвет, преображая реальность, приобретает характер метафоры, — замечает Елена Дорогина, — а сама живопись, словно пронизанная внутренним светом, напоминает россыпь драгоценных камней».

Дом русского зарубежья им. А.Солженицына
«Николай Гущин. Известный неизвестный»
До 13 июля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»