Новости

Новый фестиваль в Суздале получился душевным

Парад воздушных змеев на Ильинском лугу напротив Суздальского кремля во время фестиваля «Места для души» . Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

В программе нового фестиваля в Суздале «Места для души» — выставки, художественные интервенции в музейные памятники, паблик-арт на лугу и созерцательное времяпрепровождение

Главным героем первого фестиваля «Места для души», который прошел в Суздале в минувшие выходные, стал Тонино Гуэрра, знаменитейший итальянский сценарист, соратник Феллини и Антониони и вообще человек широкого творческого профиля. Помимо сценариев «Брака по-итальянски», «Фотоувеличения», «Амаркорда» и массы других фильмов, он произвел множество картин, рисунков и мозаик, обустроил городок Пенабиле недалеко от Римини, где поселился на склоне лет, фонтанами и парками на месте бывших парковок, и одарил своих многочисленных друзей массой историй, шуток, мемов и любви.

Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Но где итальянский жизнелюб Гуэрра и где старинный, даже древний (в следующем году будет празднование его тысячелетия) русский город Суздаль? Как они связаны? А вот как: подружившись с Андреем Тарковским (который, напомним, снимал в Суздале своего «Андрея Рублева», ставшего опять очень актуальным в связи с пертурбациями «Троицы») и написав сценарий для его «Ностальгии», обзаведясь русской женой — харизматичной Лорой, Элеонорой Яблочкиной, регулярно навещая СССР и постсоветскую Россию, Тонино Гуэрра не мог миновать жемчужину Золотого кольца, туристический фетиш — Суздаль. Оказавшись в этом городе, он обнаружил, что в тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря, ставшего музеем, когда-то томились и его соотечественники — итальянские военнопленные, попавшие туда после Сталинградской битвы. Сам он тоже сидел в лагере, но с другой, немецкой, стороны — как антифашист. Проникнувшись всей этой историей, Тонино Гуэрра подарил музею множество своих работ и предметов, на основании которых была создана постоянная экспозиция «Пересечение судеб». (Там, например, можно пройти сквозь «Арку бесславных», предназначенную для триумфа незнаменитых людей, которую придумал Гуэрра.)

Тонино Гуэрра. «Арка бесславных». Фото: Милена Орлова Справка Творческое сообщество «Мира»

Однако организаторы фестиваля, а это творческое сообщество «Мира» и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, сочли, что такая фигура, как Гуэрро, заслуживает большего внимания, и назвали новый фестиваль его именем.

Выпускник ВГИКа Андрей Попов, автор передвижного фестиваля «Человек мира», создатель творческой мастерской в селе Улово Суздальского района, в 2022 году объединился с креативным продюсером Евгенией Казарновской и меценатом-визионером Дмитрием Разумовым. Вместе они организовали в Суздале творческое сообщество «Мира» и открыли культурный центр. Это соединение современных искусства, музыки и театра, фольклорных традиций и туристических радостей. В планах культуртрегеров — превращение заброшенной Заполицкой ГЭС в культурное пространство, открытие музея Алексея Гастева в Суздале, реставрация здания Константина Мельникова в Москве и другие смелые инициативы.

Более того, название фестиваля «Места для души» имени Тонино Гуэрры снабжено эпитетом «созерцательный», и это тоже очень важное слово для нового начинания и всей практики «Миры». Дело в том, что с советских времен Суздаль стал заложником массовых групповых экскурсий по Золотому кольцу, участники которых следуют по заранее расписанному маршруту и не имеют возможности «зависнуть», любуясь понравившимся пейзажем или наличником, или забрести в непредусмотренный программой уголок, а между тем именно такие спонтанные впечатления и составляют для многих прелесть путешествий.

Фестиваль «Места для души» в Суздале. Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

И именно их предлагает испытать новый фестиваль. «Это попытка собрать все естественное, поэтичное и гармоничное в Суздале, создать новую мифологию, сотворить уникальный мир и заселить его необыкновенными персонажами и историями» — так объясняется его задача.

Хитом фестиваля стал парад воздушных змеев на заливном заповедном Ильинском лугу напротив Суздальского кремля, среди них были змеи в форме бабочек, которых любил рисовать Гуэрра. По соседству, в небольшой роще, сосредоточились произведения современного паблик-арта — например, подиум победителей Михаила Рубанкова, уравнивающий первое, второе и третье места, или вязаный «кракозябр» Ольги Божко.

Подиум победителей Михаила Рубанкова. Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино». «Синий карандаш», Кирилл Кто и Светлана Растебина отвечают за поэтические внедрения в городскую среду, вроде такого: «Уже весьма редко можно встретить людей, полных той силы и спокойствия, что умеют дарить лишь деревья».

Это улично-луговая часть выставки «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре», кураторы которой, Настя Григорян и Аня Петрова, апеллируя к его высказыванию, что из союза двух капель получится одна большая капля, ради нового результата решили сложить вместе самые разные художественные истории. Это «выставка о парадоксах и абсурде, детском и наивном, об утках, буквах и цифрах», говорят они.

Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Основную часть выставки можно увидеть в «Мира-центре» — это старинное здание в двух шагах от кремля, где в советское время был модный ресторан «Погребок». Год назад дом реконструировали, превратив в культурный центр с кафе, магазинчиком, лаунджем и небольшим концертным залом, который может похвастать не только «стейнвеем» — в его прекрасном звучании можно было убедиться на концерте Петра Налича, но и даже портативным органом и клавесином. Под старинными сводами подвала устроен выставочный зал.

Выставка «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре» в «Мира-центре». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Кураторы перемешали работы современных художников с раритетами из коллекции «Мира»: керамика Ульяны Подкорытовой, сделанная в местной резиденции Вадима Дымова, соседствует с рисунками Сергея Эйзенштейна, акварели самого Тонино Гуэрры висят рядом с картинами Давида Бурлюка, Виктора Пивоварова и Павла Леонова, а живопись Гоши Острецова рифмуется с полотном Нико Пиросмани.

Выставка «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре» в «Мира-центре». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Даже по этой выборке можно судить о том, что коллекция «Мира», идеологом которой стал художник Андрей Бартенев, весьма разнообразна.

Планируется, что в Суздале появится музей, где собрание будет экспонироваться.

Пока что стоит заглянуть в оригинальную галерею «Ларец», где инсталляции и объекты вместо белого куба показываются на фоне бревенчатых стен старинной избы, что весьма освежает восприятие.

Выставка художников-планетян Евгения Гриневича и Натальи Куликовой в галерее «Ларец». Фото: Милена Орлова

Наконец, гвоздем программы стал квест по постоянным музейным экспозициям «Воздух полон потерянных звуков», составленный куратором Ниной Гомиашвили. Владимиро-Суздальский музей-заповедник впервые решился на жанр арт-интервенции. Зрителям предлагается поискать личные вещи и произведения Тонино Гуэрры в Суздальском кремле: его трость может оказаться в витрине с древним мечом, а расписные тарелки — рядом с исторической керамикой. Ради квеста для публики открыли обычно закрытый каменный Посадский дом, единственный в своем роде памятник жилой архитектуры XVII–XVIII веков, — там идет аудиоспектакль «Море внутри глаз».

Арестантский двор тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре украсили стихами Тонино Гуэрры. Фото: Милена Орлова

А Арестантский двор той самой тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре украсился стихами Тонино Гуэрры в переводе Беллы Ахмадулиной, белые флаги развешаны на веревках так, как традиционно вывешивают сушиться белье в итальянских городках.

«Воздух полон потерянных звуков». Суздаль. Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Посадский дом
До 19 июня
«1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре». Суздаль, «Мира-центр», Ильинский луг, город
До 30 июля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»