Реставрация

Обновленный дом Брюллова в Петербурге теперь зовется «Брюллофт»

Завершен комплекс работ по реставрации и приспособлению исторического здания под современное использование на объекте культурного наследия федерального значения «Дом А.П.Брюллова (П.Ю.Сюзора)». Фото: БС Арт Дев

Владевший этой усадьбой Александр Брюллов, брат великого живописца, реконструировал ее на свой вкус, но судьба особняка была непроста. За последние десятилетия дом на Васильевском острове эволюционировал от коммунального пространства до креативного

Завершен комплекс работ по реставрации и приспособлению исторического здания под современное использование на объекте культурного наследия федерального значения «Дом А.П.Брюллова (П.Ю.Сюзора)». В общей сложности инвесторами затрачено почти 400 млн руб. Новое креативное пространство, которое вскоре откроется в одном из самых известных особняков Васильевского острова, уже получило название «Брюллофт».

Первые постройки на Кадетской линии Васильевского острова появились еще в 1730 году. В 1784-м здесь был возведен трехэтажный каменный дом в стиле классицизм, за которым располагались хозяйственные флигели. В 1845 году усадьбу приобрел архитектор Александр Брюллов (1798–1877), брат знаменитого художника Карла Брюллова, и начал ее перестраивать. Оставив без изменений фасад здания по Кадетской линии, он переделал внутренние постройки: перегородил двор трех­этажным корпусом, пристроил конюшню, сарай. Фасады внутреннего двора оформил барельефами с изображениями амуров, ажурными решетками, установил там фонтан и терракотовую статую Аполлона.

Первое изменение, на которое сразу обращают внимание все знающие этот дом, — новый цвет лицевого фасада. Фото: БС Арт Дев

В 1877 году Александр Брюллов умер, не успев пожить в построенном особняке. Дом унаследовали его дочь и зять, архитектор Павел Сюзор. С 1907 по 1918 год здесь располагался Музей Старого Петербурга, созданный по инициативе Александра Бенуа. После революции особняк и коллекцию музея конфисковали. Позже в главном доме открылся детский сад, а внутренние корпуса отдали под коммунальные квартиры.

В 2008 году дом признали аварийным, и началась многолетняя эпопея по расселению. Здание постепенно приходило в плачевное состояние: вандалы растаскивали ажурные решетки, разбивали лепнину и скульптуру. В 2016 году администрация города вознамерилась передать особняк музею Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Однако пока готовились документы, планы поменялись, и было решено отдать дом Музею-институту исламской культуры. Но впоследствии эта институция отказалась от здания, и в 2022 году его выставили на торги по программе «Рубль за метр». Через год проект реставрации и реконструкции, разработанный ООО «Кант», получил одобрение государственной историко-культурной экспертизы.

Отреставрированы уцелевший металлический декор, лепные украшения на фасаде, восстановлены утраченные фрагменты лепнины во всех интерьерах. Фото: БС Арт Дев

Сейчас работы фактически завершены. Первое изменение, на которое сразу обращают внимание все знающие этот дом, — новый цвет лицевого фасада. Теперь он не серо-зеленый, а светло-охристый — именно такой оттенок обнаружили реставраторы во время расчистки. Благодаря фотографиям и сохранившимся деталям отделки, удалось восстановить утраченные мраморные камины, изразцовые печи, паркетные полы. И даже почти погибшую статую Аполлона: по сохранившимся фрагментам, фотографиям и описаниям ее воссоздали в современном материале, имитирующем терракоту. Отреставрированы уцелевшие решетки и другой металлический декор, лепные украшения на фасаде, восстановлены утраченные фрагменты лепнины во всех интерьерах.

«Мы сохранили все архитектурно-планировочное пространство, не изменив его ни на полметра, — говорит Александр Басалыгин, один из соинвесторов проекта, основатель управляющей компании «БС Арт Дев». — Кроме того, мы обнаружили и музеефицировали элементы отделки XVIII века и даже некоторые детали уже советского времени».

Реставраторы обнаружили и музеефицировали элементы отделки XVIII века. Фото: БС Арт Дев

В процессе работы реставраторы живописи, которая занимает почти 100 кв. м, выявили несколько слоев росписей стен и потолков, относящихся к разным периодам. «Во время расчистки потолков в Помпейском зале мы нашли фрагменты живописи в стиле ампир, — рассказал Иван Прохин, заведующий лабораторией научных исследований и реставрации Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица. — Видимо, Александр Брюллов переписал ее на свой вкус. Точнее, по его проекту это сделал известный в свое время немецкий художник Иоганн Дроллингер, с которым Брюллов дружил. Мы сохранили эти фрагменты, их можно увидеть».

В креативном пространстве «Брюллофт» разместятся лекционные и экспозиционные залы, мастерские, офисы, объекты общепита. Открытие запланировано на середину октября.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»