Пять самых ожидаемых музеев, которые откроются этой осенью
От нового арт-сезона, стартующего в сентябре, ожидают не только выставочных проектов и аукционных рекордов, но и открытия новых институций. Мы выбрали главные проекты по всему миру, от Москвы до Нью-Йорка, в которых стоит побывать
Музейный центр «Масловка. Городок художников», Москва
Коллекционер-энтузиаст, доктор технических наук, профессор Василий Демин, издавший в прошлом году в соавторстве с Татьяной и Николаем Пластовыми мощную монографию «Масловка. „Городок художников“», теперь открывает собственный музей. Посвященный, конечно же, этому району, уже ставшему московской городской легендой, и в одном из домов, где в 1930-х годах кипела бурная художественная жизнь.
В пяти постройках, составлявших этот район, было около 150 художественных мастерских, а также выдавалось жилье художникам. В самом музее это место называют первой в мире арт-коммуной. Здесь в разные годы успели поработать Владимир Татлин и Александр Лабас, Давид Штеренберг и Юрий Пименов, Игорь Грабарь и Гелий Коржев, Эрнст Неизвестный и Вадим Сидур.
Как говорит сам коллекционер, Масловкой он увлекся около 15 лет назад, познакомился со многими героями и их потомками, стал покупать произведения искусства. Сегодня в его собрании более 400 вещей, часть из которых составят выставку открытия «(Не)видимый город М.». В ней будет участвовать около 50 художников и сотня произведений искусства, документов и артефактов. В списке — Сергей Герасимов и Ольга Булгакова, Гелий Коржев и Татьяна Назаренко, Александр Тышлер, Юрий Пименов и многие другие.
Открытие 19 сентября
Музейный центр «Масловка. Городок художников». Фото: Лиза Бузова Almaty Museum of Arts, Алма-Ата
Открытие первого в Центральной Азии частного музея современного искусства перенесли с лета на осень, и это вполне разумный ход как минимум по двум причинам. Во-первых, практически официально осенние месяцы — старт нового арт-сезона. Каникулы заканчиваются у всех, в том числе в выставочных пространствах и аукционных домах по всему миру. Во-вторых, среднюю летнюю температуру в Алма-Ате, зашкаливающую за 30°С, вынесут далеко не все гости — а амбиции у новой институции международные.
Для строительства здания музея его владелец — коллекционер и меценат Нурлан Смагулов — пригласил британское бюро Chapman Taylor в сотрудничестве с консалтинговой компанией Lord Cultural Resources, приложившей руку к обустройству таких гигантов, как V&A East в Лондоне и Большой Египетский музей в Каире. В проектировании учтены все потребности современной институции подобного рода: здесь есть большие залы и атриумы с естественным освещением, лекционные и творческие студии, собственная библиотека, магазин, ресторан и арт-парк. Кроме того, приняты во внимание выставочные особенности ряда сайт-специфических объектов, например инсталляций Яёи Кусамы и Билла Виолы.
В собрании мецената более 700 произведений казахстанских, других азиатских и международных художников, включая Ансельма Кифера, Фернана Леже, Жауме Пленсу, Ричарда Серру, Йинку Шонибаре.
Открытие запланировано в формате фестиваля с перформансами, поэтическими выступлениями и, конечно, выставками, главная из которых — Qonaqtar — расскажет своего рода историю становления современного искусства в регионе.
Открытие осенью
Almaty Museum of Arts, Алма-Ата. Фото: Chapman Taylor Фонд Cartier, Париж
К собственному 40-летнему юбилею Фонд Cartier в третий раз меняет место жительства и переезжает в самое сердце Парижа — в историческое здание XIX века на площади Пале-Рояль. Здесь фонд фактически станет третьей важной площадкой на правом берегу Сены, работающей с современным искусством, наряду с Торговой биржей — Коллекцией Пино, собранием современного искусства Франсуа Пино, открывшемся четыре года назад, и уже легендарным Центром Помпиду.
Реконструкцию османовского особняка вновь поручили Жану Нувелю. Именно прославленный француз возводил предыдущее новаторское пространство фонда на бульваре Распай, едва ли не впервые сделав стены художественной институции полностью прозрачными. Новаторства ожидают и здесь: 6,5 тыс. кв. м выставочных площадей займут в том числе мобильные платформы, способные до неузнаваемости изменять экспозиционный ландшафт как в длину, так и в высоту. Кроме того, здесь разместятся образовательное пространство, зрительный зал на 120 мест, книжный магазин и ресторан.
Не менее новаторской обещает оставаться и выставочная программа. Ведь именно в стенах Фонда Cartier когда-то были — впервые в Европе — представлены многие нынешние художники-звезды, в том числе Мэтью Барни, Сара Зе и Такаси Мураками.
Кураторы институции продолжат работать во всем культурном поле, включающем художников и фотографов, архитекторов и дизайнеров, режиссеров и хореографов. А первой выставкой станет панорама работ из коллекции фонда, насчитывающей около 4,5 тыс. произведений более 500 художников со всего мира.
Открытие 25 октября
Фонд Cartier, Париж. Фото: Luc Boegly Музей Studio в Гарлеме, Нью-Йорк
Новый семиэтажный дом для музея афроамериканского искусства в Гарлеме, где разместилась коллекция живописи, скульптуры, графики и предметов дизайна, построило бюро архитектора Дэвида Аджайе Adjaye Associates.
Как и на открытии институции в 1968-м, первой выставкой в новом здании станет ретроспектива художника-новатора Тома Ллойда, работавшего с абстракцией и новыми технологиями своего времени.
За почти шесть десятков лет существования музей собрал коллекцию из более чем 9 тыс. объектов 800 художников, работавших последние 200 лет. Среди них произведения таких современных звезд, как Рашид Джонсон, Айзек Джулиан, Симона Ли, Джули Мерету, Вонгечи Муту, Эдриан Пайпер, Кьянде Уайли.
К открытию будут установлены и знаковые работы из собрания. Прежде всего один из символов музея — красно-черно-зеленый флаг Дэвида Хэммонса 2004 года, вдохновленный панафриканским флагом Маркуса Гарви для Лиги африканских общин. А также настенная неоновая скульптура «Дай нам поэму» Гленна Лигона, посвященная Мухаммеду Али, и инсталляция Хьюстона Конвилла «Радостные тайны» из семи капсул времени с письменными заявлениями семи выдающихся чернокожих американцев. Капсулы будут вскрыты в сентябре 2034 года, через 50 лет после их создания.
Открытие 15 ноября
Музей Studio в Гарлеме, Нью-Йорк. Фото: Adjaye Associates Новый музей, Нью-Йорк
Одна из самых смелых институций Нью-Йорка — Новый музей — вновь распахнет двери в ноябре после трехлетней глобальной реконструкции.
Открывшийся в 2007-м музей, одним из первых заглянувший в художественный мир Восточной Европы и постсоветского пространства на памятной выставке «Остальгия» в 2011-м, давно и остро нуждался в дополнительных площадях и местах для собственных художественных мастерских. Шанс выпал музею в пандемию: ему удалось выкупить соседний участок в этом оживленном районе. И началась большая стройка. К существующему зданию — пирамиде из параллелепипедов, созданной бюро SANAA, начали пристраивать новое, придуманное другим звездным дуэтом архитекторов — Ремом Колхасом и Сёхэем Сигэмацу из OMA в коллаборации с Cooper Robertson.
Семиэтажная пристройка площадью 5,6 тыс. кв. м вдвое увеличит выставочные пространства, позволит разместить здесь же так называемый инкубатор искусства и технологий New Inc, а также упомянутые студии художников, куда сможет попасть и публика.
Обновленный музей стартует выставкой «Новые люди. Воспоминания о будущем» с участием 150 художников — от Эль Лисицкого, Пабло Пикассо и Фрэнсиса Бэкона до Герхарда Рихтера и Сиприена Гайяра. Специально к открытию будут установлены три новые инсталляции: Чабалалы Селф на фасаде, Сары Лукас на площади и Клары Хоснедловой в атриуме.
Открытие в ноябре
Новый музей, Нью-Йорк. Фото: OMA/bloomimages.de