«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей Москвы
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
Если 80-летие Московского метрополитена праздновалось выставкой о работе зодчих («Подземный памятник архитектуры», Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева), то нынешний совместный проект Музея транспорта Москвы и Музея Москвы фокусирует внимание исключительно на художественной среде. Метро теперь предстает как «подземный музей», где миллионы пассажиров ежедневно соприкасаются с произведениями искусства.
Тема декоративно-прикладного искусства в метро, признаться, давно ожидает кропотливого изучения и глубокого анализа. Да, имена многих архитекторов станций на слуху, но оформители подземных интерьеров — художники, скульпторы, дизайнеры, за исключением нескольких, — мало кому известны, если вообще не канули в Лету.
В экспозицию выставки «Высоко под землей» вошло более 350 объектов из 25 музеев и частных коллекций. Впервые представлены макеты и мультимедийные материалы, созданные для будущей постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы.
Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьяно/Музей Москвы
Преодолевая чувство подземности
Краснокирпичные аркады провиантского склада Музея Москвы точно соответствуют традиционной трехсводчатой структуре перронного зала метро. Кураторская группа под руководством Никиты Голованова и архитекторы (бюро Planet 9) выставки, устроенной в ампирной постройке Василия Стасова, разумеется, не могли не воспользоваться столь счастливым совпадением. Пространство, как платье, удачно севшее по фигуре, превратилось в один из элементов шоу под названием «Высоко под землей».
По всем приметам именно этот жанр, как самый короткий путь к сердцу публики, избран для юбилейного рассказа о московском метро. Девяносто лет назад оно и само задумывалось как грандиозное зрелище для человека, очутившегося в подземном дворце или трехнефной базилике. Тогда принимались все возможные меры, чтобы пассажир смог преодолеть чувство подземности и ни малейшей мысли не возникало о наземном неустройстве.
Зал Музея Москвы таинственно затемнен. По мере движения в глубину нарастает градус великолепия и зрелищности. В центральном нефе (в метро он мнимо бесполезный, будто и не имеющий иного назначения, кроме торжественных шествий и праздного созерцания сводов) на экранах мерцают и переливаются мозаики, рельефы, витражи, скульптуры. Зеркальный потолок эти мультимедиа множит и удваивает. Торцевая стена освещена эпиграфом выставки: «При выходе из вагона не забывайте о прекрасном».
Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей Москвы
«Красивые станции», и ничего больше
Сохранился мемуар архитектора Николая Колли о том, как 1 марта 1934 года в его мастерской раздался звонок:
— Дорогие товарищи, надо делать станции метро.
— Срок?
— Двадцать пять дней.
— Какую именно станцию?
— Вам, товарищ Колли, «Кировскую».
— Какого же рода станции надо делать?
— Красивые станции.
«И все! Никаких установок, кроме этой, мы не получили, никаких разъяснительных собраний не было. И вот каждый из нас начал „философствовать“ на свой собственный страх и риск о том, что должна представлять собой станция метро как явление архитектурное».
Столь расплывчатые формулировки, конечно, оставляли лазейки для «независимого» творчества в создании «самого красивого метро в мире».
Мучительный поиск «советского стиля» выставка, пожалуй, никак не артикулирует, поэтому повезет ее более подготовленному зрителю.
Необходимо научное исследование того, как и при каких обстоятельствах рождался образ нового объекта транспорта, и ситуации, когда советские проектировщики практически не располагали концепциями и отправными точками. То, что многие материалы, проекты, эскизы находятся в семейных архивах, не всегда доступных, усложняет поиск. Спасибо потомкам художников, эти архивы сохранившим.
Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов / Музей Москвы
История московского метро — это путешествие во времени, гримасы которого оставили свои заплатки; история об эволюции эстетических представлений о красоте; рассказ о том, как регламентировалась творческая свобода, как вздувались и сжимались бюджеты, как метро буквально стало экспериментальной лабораторией по выработке архитектурных стилей.
Проект «Высоко под землей» заявлен как начало «большого культурно-исследовательского цикла Музея транспорта Москвы, цель которого — систематизировать и осмыслить искусство Московского метрополитена как культурное явление».
Витражи, светильники, мозаики: вглядимся в знакомое
Экспозиция нынешней выставки разделена на четыре тематических блока: «Знакомое», «Забытое», «Грядущее» и «Невоплощенное». Этим разделам, каждому с собственным нарративом по истории вопроса, отведены боковые нефы за аркадами. В метро они бы исполняли роль перронов. В «Знакомом», напоминающем музейное открытое хранение, оригинальные произведения перемешаны с цифровыми копиями предметов: входных павильонов, люстр, пилонов, мозаик, которые пассажир видит ежедневно и зачастую не замечает (см. эпиграф).
Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов / Музей Москвы
Едва ли можно не заметить витражи на «Новослободской», гордость московской подземки. В советское время витраж воспринимался как атрибут храмовой архитектуры, поэтому предложение архитектора Алексея Душкина включить «разноцветное стекло» в оформление станции «Новослободская» выглядело дерзким новаторством. К работе был привлечен комбинат рижского худфонда «Максла», где имелись условия для холодной обработки стекла и мастерские по сборке витражей. Автором эскизов стал Павел Корин, выходец из семьи потомственных палехских иконописцев.
Торец «Шаболовской», которая первоначально должна была называться «Донской», сегодня украшает многослойный витраж «В эфире Москва» (1982). По счастью, в семье монументалиста Андрея Кузнецова уцелел эскиз неосуществленного витража «За Русь Святую. Дмитрий Донской». У родственников скульптора Леонида Берлина сохранились авторские эскизы керамических медальонов для станции «Римская»: «Ромул и Рем», «Капитолийская волчица». В Пензенской картинной галерее им. К.А.Савицкого нашелся эскиз Василия Бордиченко к смальтовой мозаике «Кузнечный цех» для станции «Завод им. Сталина» (ныне — «Автозаводская»). В Самарском музее — эскиз Павла Корина (1952) к оставшейся невоплощенной флорентийской мозаике «Петр Багратион» для наземного вестибюля «Смоленской».
При Академии архитектуры СССР Алексей Филиппов основал лабораторию «Керамическая установка», занимавшуюся разработкой в том числе бесшовного метода укладки изразцов в московском метрополитене. Глазурованную плитку для стен, напольную мозаику поставлял в метро Московский керамико-плиточный завод им. Н.А.Булганина, выросший на базе дореволюционной мастерской Павла Власова в Шелепихе. Уникальный экспонат — планшет с образцами плитки Треста отделочных материалов предприятия — предоставил Музей Москвы.
Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей Москвы
Руководитель проектной мастерской завода «Электросвет», выпускник ВХУТЕМАСа Абрам Дамский — автор первых серийных светильников метро. Люстры с керамическими вставками, напоминающие вазу с цветами, на «Таганской», бра-факелы из молочного стекла в черно-золотой отделке и лаконичный светильник СК-300 из нескольких металлических колец разного диаметра — это все проекты Дамского, хорошо знакомые внимательному пассажиру.
Тайны московского подземелья
«Забытое» напоминает об исчезнувших павильонах — таких как вестибюли станций «Парк культуры», «Александровский сад», «Смоленская» Филевской линии, рельефах, утраченных при реконструкциях или изменении политического контекста. Этот раздел выставки спрятан за красными бархатными портьерами и превращен в подобие музейного хранилища экспонатов, чья судьба не ясна. Этикетки концептуально болтаются на веревочках.
На фотографии — торцевая стена станции «Проспект Мира», которая по первоначальному проекту предназначалась для керамической композиции с профилем Сталина в окружении знамен работы Георгия Мотовилова. Установленное в 1953 году, панно просуществовало недолго. Было демонтировано и бесследно исчезло. Сейчас на этом месте переход с кольцевой на радиальную ветку.
Для демонстрации нереализованных проектов в боковом нефе зала создана тотальная инсталляция «Невоплощенное». Белоснежный поезд с диванчиками, но, к сожалению, на стенах нет линкруста, характерного для первых вагонов московской подземки. За окнами вагона проносятся цифровые копии неосуществленных конкурсных проектов станций «Автозаводская», «Бауманская», «Библиотека им. Ленина» и других.
Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей Москвы
Нейросети и компьютерная графика визуализируют художественные решения новых станций. И пусть поставленный разделом «Грядущее» вопрос «Какое место займет искусство в метро будущего?» пока остается открытым, кураторами Музея транспорта Москвы проделана большая работа, подготовившая структуру для будущего большого научного исследования, которое, возможно, начнется с завершением макетно-мультимедийного периода.
Музей Москвы, Москва
«Высоко под землей»
До 25 августа