Реставрация

После реставрации Петр Великий будет вновь зажигать у Красной Горки

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фото: Государственный Русский музей

Накануне большой выставки, посвященной 350-летию первого российского императора, Русский музей завершает реставрацию исторического полотна кисти Ивана Айвазовского. Знаменитый маринист запечатлел на нем ратный подвиг государя Петра Алексеевича

Одно из полотен исторической серии Ивана Айвазовского, посвященных событиям Северной войны 1700–1721 годов, реставрируется к юбилейной выставке, которая откроется в Государственном Русском музее к 350-летию первого русского императора. Картина «Петр I при Красной Горке» впервые за свою почти 180-летнюю историю проходит комплексную реставрацию.

Эта работа Айвазовского находится в музее с 1929 года. Почти все это время она экспонировалась в залах, но ни разу не подвергалась серьезной реставрации. Как рассказали нашему изданию в ГРМ, полотно неоднократно поновляли, делали заплатки на местах повреждений, и постепенно авторская живопись буквально скрылась под темными слоями лака.

«Со временем масло, смола и лак потемнели настолько, что все холодные, прозрачные тона буквально исчезли, — говорит Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи. — Исчез контраст между темными тучами и яркими лучами заходящего солнца, все нюансы и оттенки ушли под фильтр темного лака. И только расчистка позволила увидеть настоящий авторский колорит».

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей

Живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский в 1846 году создал серию полотен, посвященных морским битвам при Ревеле, Выборге и Красной Горке. В частности, картина «Петр I при Красной Горке» написана на основе исторических событий 1 мая 1710 года, когда император, спасая свои корабли от гибели в бурю, развел на берегу костер, ставший маяком. Флот был спасен, и вскоре Выборг сдался. За время бытования в музее картина принимала участие во многих выездных выставках. Побывала и в эвакуации. За почти 180 лет авторский холст стал хрупким и ломким, на живописном слое проявились разрывы, полотно невозможно было накатать на вал. На последнюю выставку в Малаге картину перевозили в специальном контейнере, не вынимая из рамы. После показа в Испании специалисты приняли решение о немедленной реставрации работы.

Первое, что пришлось им сделать, — сдублировать картину на новый холст. Затем они закрыли авторским грунтом, взятым с широких кромок полотна, разрывы в красочном слое. Немало времени ушло на удаление многочисленных слоев старого лака и тонировку. Эта реставрация стала возможна благодаря участию ПАО «Газпром», выделившему средства на необходимые материалы.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»