Празднование 150-летия Сергея Коненкова продолжается в Нижнем Новгороде
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Произведения скульптора собраны в Выставочном пакгаузе на Стрелке в три раздела, связанных с религией, властью и язычеством
Мастер монументальной скульптуры, бунтарь, экспериментатор, сказочник, певец русского леса, философ, демиург, мистик. Сергея Коненкова (1874–1971) называли то модернистом, то авангардистом, а еще соцреалистом и художником Серебряного века. Его вообще нельзя ограничить рамками, он все время их разрушал, как «Самсон, разрывающий узы» — знаковый для него образ. Поэтому неудивительно, что на сравнение с Огюстом Роденом он резко отвечал: «Я не Роден, я — Коненков!»
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Охватить его творческую биографию одной экспозицией — задача не из простых. Но Нижегородский художественный музей (НХГМ) и РОСИЗО решили рискнуть, затевая выставку «Сергей Коненков. XX век» (куратор — Алла Есипович-Рогинская). Заявленный масштаб — более 100 произведений из частных коллекций и почти двух десятков музеев, среди которых Русский музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А.В.Щусева и другие.
Место проведения — Выставочный пакгауз на Стрелке, бывший павильон Всероссийской выставки 1882 года, реконструированный (вместе с его соседом, Концертным пакгаузом) по проекту Сергея Чобана, чей талант, стиль и вкус теперь можно будет оценить не только снаружи, но и изнутри: он выступил автором экспозиционной застройки. Тонкий ход!
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Разделов на выставке три: религия («От мессии до демона»), власть («Вожди и герои»), язычество («Гедонизм и женское начало»). Включенные в них произведения отражают разные аспекты художественного языка и мировоззрения Коненкова — от сказочных и мистических «Великосила» (1909) и «Демона» (1933), выполненных из дерева (в свободе и смелости при работе с этим материалом его превзойти сложно), стилизованной под антик «Юной» (1916) и философского «Сына человеческого» (1933) из мрамора до героической революционной бронзы «Весь мир насилья мы разрушим» (1955–1956).
Сергей Коненков — человек-история. Читая его биографию, не веришь, что это написано про одного человека. Здесь и крестьянское детство в глуши Смоленской губернии, и участие в революционных событиях 1905 года, и дружба с Есениным и Эйнштейном, и переезд в Соединенные Штаты, где он прожил 23 года, и триумфальное возвращение в СССР на специально отправленном за ним корабле, чтобы вывезти все созданные за время эмиграции произведения.
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
А еще Коненков — человек-миф (и мифотворец). К религиозной тематике художник обращался и в раннем творчестве, когда искал духовный идеал (в том числе в язычестве), и в более позднем, связанном с мистицизмом. Вот он создает многочисленные изображения Христа, пророков, апостолов; увлекшись идеями космизма, пишет космогонические картины-карты (их показывают на выставке), отражающие размышления о мироздании, вечности и месте человека во Вселенной. А еще отправляет чрезвычайно странные письма Сталину, в которых отождествляет его с Навуходоносором и удивительно точно предсказывает начало и исход Второй мировой войны. Свою миссию Коненков видел в пересозидании мира и в передаче через творчество неких знаков-символов, с помощью которых человечество сможет проложить путь в светлое будущее.
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Скульптору всегда хотелось выйти за пределы мастерской и создать что-то масштабное в городском пространстве. Самые смелые идеи реализованы не были, но Коненков создал немало скульптур и барельефов, украшавших общественные здания, парки и площади. В экспозиции представлен гипсовый эскиз рельефа для Института геохимии им. В.И.Вернадского в Москве. А после посещения выставки самым правильным будет прогуляться до улицы Рождественской, где в нишах фронтона бывшего Нижегородского народного банка Рукавишниковых, спроектированного Федором Шехтелем, размещаются скульптуры Коненкова «Рабочий» и «Крестьянка», символизирующие промышленность и земледелие.
Выставочный пакгауз
«Сергей Коненков. XX век»
До 28 июля