Выставки

Психогеография на Солянке

Екатерина Балабан. Из проекта «Море волнуется». 2018–2022. Фото: Екатерина Балабан

Выставочно-перформативный проект «‎Точка 55.754630, 37.638530»‎, реализованный в «ГРАУНД Солянке» магистрантами базовой кафедры музея «‎Гараж» и НИУ ВШЭ, ведет зрителя на заброшенные территории, окутанные мифами пустыри и просто куда глаза глядят

Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» — пространство движения и действия: здесь проходят перформансы, импровизационные спектакли, концерты экспериментальной музыки. И даже на ежевоскресных сеансах рисования в этих стенах художники делают наброски не со статичной, а с движущейся в танце натуры. Новый выставочно-перформативный проект‎, реализованный здесь выпускниками Garage Academy, посвящен практике прогулки, которая начинается в «‎Точке 55.754630, 37.638530»‎ — это, собственно, и есть географические координаты галереи.

Прочерченные отсюда маршруты ведут в аномальные зоны, окутанные городскими легендами (Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева, ‎Related Slagheeps, 2021–2022), и на заброшенные призрачные территории, которые даже не имеют имени на карте (Владимир Чернышев, «Загородные практики», 2013–2020). Посетитель может попасть почти в эпицентр атомной аварии, произошедшей в 1957 году на Урале: тогда о катастрофе умалчивали советские газеты, а теперь о ней говорят березы, на спиле которых можно обнаружить темные участки, пораженные излучением (Павел Отдельнов, «‎Звенящий след», 2021). Также можно стать участником экспедиции в город Березняки, который был возведен на месте обмелевшего еще в древности Пермского моря, а сегодня буквально проваливается под землю (Екатерина Балабан, «‎Море волнуется»‎, 2018–2022).

Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева. Из проекта «Related slagheep … графия». 2021–2022. Фото: Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева

Перемещаясь по экспозиционным залам внутри точки 55.754630, 37.638530, ты ментально выходишь далеко за ее пределы. Это вполне соответствует духу картографических экспериментов членов Ситуационистского интернационала во главе с их лидером, французским философом Ги Дебором, который со второй половины 1950-х развивал идею психогеографического дрейфа. Под этим термином понимается эмоциональное и эстетическое исследование городской среды через перемещение по спонтанным маршрутам без какой-либо заданной цели. Ситуационисты, к примеру, могли блуждать по городу, используя карту другого города.

Эти практики подхватывают и продолжают некоторые участники выставки. Так, Катя Рыблова приглашает к виртуальному фланированию по ландшафтам спутниковых карт («‎Етопланетаземля»‎, 2022). Тем временем Анна Мартыненко предлагает своего рода сценарий дрейфа (пусть «‎сценарий дрейфа»‎ и звучит как оксюморон) по Москве; для каждого, кто будет следовать инструкциям художницы, прогулка обернется уникальным саунд-спектаклем — стоит лишь внимательно прислушаться к шуму города («‎Граунд & Андерграунд»‎, 2022). Пример «анти-дрейфа» находим в кинетическом объекте ::vtol::, который визуализирует паттерны передвижения жителей моногородов (Tracer, 2018‎). Тему внутреннего противоречия, свойственного упорядоченной прогулке заключенных, акцентируют Тема Костенко и Валя Николайчук. Они установили решетки на окна полукруглого эркера «ГРАУНД Солянки», а к потолку подвесили таблички с различными «‎воспитательными» надписями — такие установлены в Бутырской тюрьме («‎Прогулка», 2022).‎

::vtol::. Tracer. Кинетический объект. 2018. Фото: Дмитрий ::vtol:: Морозов

Прогулку, как завещал Ги Дебор, надо воспринимать чувственно. Так и с этой выставкой. Здесь можно погрузить руку в песок со дна антропогенной пещеры и вдохнуть его затхлый запах (Александр Никольский, «Пещера», 2021), прислушаться к гулкому голосу льдов Байкала (Егор Ткаченко, «Беззвучный свидетель», 2022), ощутить, как Анастасия Богомолова дрогнет на дне пустой промерзшей могилы, где когда-то лежали останки заключенных ГУЛАГа («Сон», 2016). Примеры обостренного восприятия и переживания повседневности обнаруживаются в фотопроекте Константина Грибова 10,000 Steps (2010–2022), где городская действительность превращается в некое субъективное галлюцинаторное видение, а также в графических работах Тимофея Зверко, который, изображая совершенно непримечательные объекты вроде груды камней на земле или кучи гравия на стройке, получает настоящие постапокалиптические — или космические — пейзажи («‎Полевые заметки», 2021–2022‎).

Константин Грибов. Из проекта «10,000 Steps». 2010–2022. Фото: Константин Грибов

Хотя ключевым вдохновителем для кураторов и художников, судя по отдельным экспликациям, выступил Ги Дебор, выставка заставляет вспомнить и другого французского философа — Мишеля де Серто. В труде «‎Изобретение повседневности» (1980) он осмысляет акт прогулки как практику, в рамках которой каждый из нас непроизвольно демонстрирует сопротивление навязанному порядку — ведь невозможно отнять у человека свободу импровизировать в выборе маршрутов и обходных путей.

«ГРАУНД Солянка»
‎«Точка 55.754630, 37.638530»
До 3 июля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»