Работа Гверчино из коллекции Ильи Глазунова пополнила собрание Пушкинского
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). «Мадонна с Младенцем». Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Картина с изображением Мадонны, когда-то принадлежавшая Жозефине Бонапарт, представлена на выставке в рамках проекта «Новые шедевры Пушкинского»
Картина XVII века «Мадонна с Младенцем» кисти Джованни Франческо Барбьери, прозванного Гверчино, представлена в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в рамках проекта «Новые шедевры Пушкинского», который знакомит с новыми поступлениями. Долгое время произведение считалось утраченным и сейчас впервые за почти 100 лет показывается в музейном пространстве.
«Мадонна с Младенцем» происходит из коллекции императрицы Жозефины, жены Наполеона. В 1820 году полотно приобрел для Императорского Эрмитажа Александр I. Спустя 42 года картина оказалась в Москве в коллекции Румянцевского музея, а после его расформирования в 1924 году исчезла из поля зрения. Выяснилось, что с середины 1980-х она находилась в собрании художника и коллекционера Ильи Глазунова. В ГМИИ им. А.С.Пушкина поступила от его дочери Веры Глазуновой.
По словам сотрудников музея, картина «Мадонна с Младенцем» относится к периоду зрелого творчества Гверчино. «В ней встречаются характерные для работ того времени тип лица Мадонны, легкий наклон головы и мягко написанные глубокие тени. Мастерство художника проявилось в аранжировке складок, увлекающих причудливой игрой и наполняющих картину движением внутренней жизни», — говорится в описании экспоната.
Увидеть «Мадонну с Младенцем» можно будет всего две недели, с 2 по 14 сентября 2025 года, в главном здании музея. В ГМИИ им. А.С.Пушкина проводятся сборные экскурсии, которые позволяют рассмотреть картину в деталях, узнать все об истории ее создания и хранения в составе коллекций, а также познакомиться с личностью Гверчино.
«Работой Гверчино мы заканчиваем выставочный цикл одного произведения. Но в будущем планируем его повторить и показать еще серию новых поступлений в нашу коллекцию — проект „Новые шедевры Пушкинского“ вызвал огромный интерес у публики и превзошел все наши ожидания», — отметила директор музея Ольга Галактионова.
В цикле мини-выставок «Новые шедевры Пушкинского» уже были показаны магический жезл — уникальный памятник древнеегипетского искусства эпохи Среднего царства (XXI–XVIII века до н. э.), «Портрет офицера» французского живописца, портретиста эпохи Людовика XIV Никола де Ларжильера, рисунок «Два мексиканца» одного из ведущих мастеров Парижской школы Леонара Фужиты (Цугухару Фудзиты), а также самая большая гравюра, когда-либо выполненная по рисункам Питера Брейгеля Старшего, «Морское сражение в Мессинском проливе».