Новости

Сдал — принял: какие новые музеи откроются в России в 2026 году

В будущем году новые и реконструированные арт-площадки заработают не только в Москве, но и в Самаре, Туле и на Сахалине

Музеи-мастерские Ильи Кабакова и Эрика Булатова на Чистых прудах

Спустя шесть лет после передачи супругами Ильей и Эмилией Кабаковыми легендарной мастерской на Сретенском бульваре в дар Государственной Третьяковской галерее, она наконец откроется. Сделать мастерскую создателя тотальных инсталляций публичной планировали еще в 2020 году. Так быстро не вышло. Илья Кабаков умер в 2023-м, ему было 89 лет. Архитектурно-дизайнерскую концепцию утвердили спустя два года: Третьяковка получила разрешение от городских властей на перепланировку. Елена Проничева, директор музея, заявила, что уже проведены технические работы, в том числе полная замена коммуникаций. Параллельно описывают и оцифровывают личный архив художника.

В этом году стало известно, что сосед Кабакова, художник-нонконформист Эрик Булатов, незадолго до смерти 8 ноября 2025 года также передал Третьяковской галерее свою мастерскую на Чистых прудах. Елена Проничева обещала и сохранить там обстановку, и оперативно организовать условия для посещения мастерской публикой.

Мастерские Ильи Кабакова и Эрика Булатова обещают открыть в конце 2026 года.

Илья Кабаков в своей мастерской на Чистых прудах. Фото: Фонд Георгия Кизевальтера/Архив Музея современного искусства «Гараж» Государственный исторический музей у Новодевичьего монастыря

Ценнейшие иконостасы Новодевичьего монастыря остаются на балансе Исторического музея даже после того, как он покинул территорию обители, так что появление филиала ГИМ через дорогу стало логичным решением. Строительство началось в 2023 году и шло в границах буферной зоны ансамбля Новодевичьего монастыря, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание в стиле брутализм спроектировано архитектурным бюро «Резерв» (Владимир Плоткин и Алексей Бородушкин).

Экспозиционно-выставочный центр Исторического музея у Новодевичьего монастыря посвящен истории Русской православной церкви. В его залах разместят предметы из музейных фондов: иконы и фрески, церковное облачение, предметы церковного обихода, старопечатные и рукописные книги. Площадь филиала превысит 10 тыс. кв. м. В пятиэтажном здании, где зона главного входа будет выделена витражными конструкциями, будет, помимо экспозиционной части, фондохранилище, технические помещения, образовательный центр и конференц-зал на 140 мест. Основные строительно-монтажные работы уже завершены.

«Мы решили эту задачу с помощью консолей: третий и четвертый этажи вынесены по всему контуру на 6–7 м, так что получился грибообразный абрис здания, который позволил уместить всю программу. Мы также на полметра понизили уровень мощения вокруг музея: площадь перед главным входом спускается от Лужнецкого проезда эспланадой, добавляя еще немного полезного объема», — объяснили архитекторы.

Открытие запланировано на вторую половину 2026 года.

Проект филиала ГИМ у Новодевичьего монастыря. Фото: ТПО «Резерв» Новые сцены Бахрушинского музея

Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина в следующем году откроет после реставрации два филиала в Москве и пять новых музеев в регионах.

В столице под патронажем музея свои двери распахнут два мемориальных места — музей-квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке и музей Островского в доме на Большой Ордынке.

Всеволод Мейерхольд с женой Зинаидой Райх и двумя ее детьми от Сергея Есенина въехали в кооперативный дом в Брюсовом в 1928 году. «Дом артистов» был построен по проекту Ивана Рерберга, автора зданий Киевского вокзала и Центрального телеграфа. После ареста Мейерхольда и убийства Райх квартиру разделили на двоих сотрудники НКВД. В 1968-м у последнего адреса режиссера появилась мемориальная доска. Музей-квартира был открыт в 1991 году, а в 2008-м перешел в ведение Бахрушинского музея. После длившейся больше года реставрации квартира превратится в творческую лабораторию режиссера.

В деревянном домике на Малой Ордынке Александр Островский родился и прожил первые три года жизни, с 1823-го по 1826-й. Музей здесь открылся в 1984 году, сразу как филиал Бахрушинского. Еще недавно здание, построенное в начале XIX века, было в плачевном состоянии. Реставрация, первая с 1984-го, шла здесь около двух лет. Комнату Островского воссоздадут, в остальной части дома обновят экспозицию. У музея появится дополнительное пространство напротив дома и отдельный сруб — пирожковая, которая поможет окунуться в атмосферу купеческого дома в Замоскворечье — с чаем из самовара, пирогами, баранками и прогулками по саду, где собираются ставить сцены из пьес драматурга.

Помимо этого, Бахрушинский обзаведется новыми музейными пространствами в театрах Брянска, Владимира, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Чебоксар.

Откроются в 2026 году.

Проект Бахрушинского музейного квартала. Фото: Театральный музей имени А.А.Бахрушина Политехнический музей в Москве и Туле

Политехнический музей в Москве — один из старейших научно-технических музеев мира, основанный в 1872 году. Напомним, что реставрационные работы в историческом здании на Новой площади начались в 2013-м, а закончить их планировалось к 2020-му. Долгожданное открытие может случиться уже этой весной, но музей осторожно подходит к прогнозам, ведь многое зависит от подрядчиков и других технических нюансов. Зато известно, какими проектами откроется Политехнический: первый — «Моторы России» — представит коллекцию автомобилей из фондов музея, включая «Руссо-Балт» начала ХХ века, второй — «Физики и лирики» — посвящен легендарной Большой аудитории, которая снова должна стать центром культуры и науки. Также в историческом здании начнет работать Политехническая библиотека.

Филиал федерального Политехнического музея расположится в центре Тулы, в здании бывшего кинотеатра «Центральный», объекте культурного наследия регионального значения. Решение об этом было принято в 2022 году.

Здание в стиле «сталинского ампира» начали возводить в конце 40-х годов прошлого века силами пленных немцев, но процесс шел медленно, а потому стройку объявили народной. Горожане взялись за дело с присущим тому историческому периоду энтузиазмом, и 15 декабря 1951 года «Центральный» принял первых зрителей. После открытия в кинотеатр стояли очереди, на балконе играл духовой оркестр, работал буфет, фильмы показывали в двух залах — синем и красном, в общей сложности на 400 мест. Тяжелые времена для кинотеатра наступили в 1990-е.

Филиал в Туле станет многофункциональным научно-просветительским и культурным центром. По словам гендиректора Политехнического музея Дмитрия Кожанова, одна из постоянных экспозиций расскажет о самом музее, а вторая — историю кинотеатра «Центральный». Там будут представлены артефакты, найденные во время реконструкции: бобины кинопленок, монеты советского периода. Многофункциональный зал будет площадкой для проведения лекций, встреч с учеными, просмотра научных фильмов. Отдельное помещение предназначено для занятий с детьми, а на нулевом этаже разместят научные мастерские. Свободно можно будет посетить книжную гостиную и выставки.

Музей в Москве откроется в течение 2026 года, филиал в Туле — в первом квартале 2026-го.

Тульский филиал Политехнического музея разместится в здании бывшего кинотеатра «Центральный». Фото: Политехнический музей Российский этнографический музей на Сахалине

Современная база для хранения уже построена в 12-м микрорайоне Южно-Сахалинска. Этот комплекс помещений площадью 3,5 тыс. кв. м разработан как многофункциональный центр хранения, реставрации и оцифровки экспонатов музея; в здании предусмотрены зоны для выставок и просветительских мероприятий.

Основную экспозицию нового сахалинского музея составят из предметов, отражающих культуру коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Посетители увидят предметы быта общин, живших на Сахалине до начала XX века. Музей создан в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Открытие запланировано на сентябрь 2026 года.

Проект музейного комплекса Российского этнографического музея в Южно-Сахалинске. Фото: АО «Сахалин-инжиниринг» «Виктория» в Самаре

Трехлетняя реконструкция пространства для галереи «Виктория» подходит к концу. Она была основана Леонидом Михельсоном, который позже стал инициатором создания Дома культуры «ГЭС-2» в Москве, ровно 20 лет назад. Раньше относительно небольшое здание на берегу Волги галерея делила с разными организациями — сейчас же все оно целиком принадлежит ей.

Вход теперь будет со стороны Волги, и именно река, по словам Ренаты Насыбуллиной, представителя архитектурной студии РБТЫ, разработавшей проект реконструкции, стала отправной точкой для создания концепции культурной институции. «Река — разная, изменчивая. Как и галерея „Виктория“, она меняется сама, меняет все вокруг, питает и наполняет окружающее. Река — это отсутствие иерархии, единая гармоничная система, в которой нет главного и второстепенного», — объясняет она.

Этажи свяжет одна большая центральная лестница, которая станет символом, своего рода рекой — артерией культурного пространства. Третий этаж галереи останется пространством для флагманских проектов, а второй займет современное самарское искусство, как раз рядом с мастерскими художников.

«Мы планируем создать постоянную экспозицию, которая будет меняться раз или два в год. Также у нас будет возможность открыть резиденции, чтобы приглашать авторов из других регионов. Мастерские будут открыты для посещения, потому что мы хотим создать среду, которая вдохновила бы художников и зрителей», — уточняет директор по развитию галереи «Виктория» Виолетта Гришина.

Откроется весной 2026 года.

Проект реконструкции галереи «Виктория» в Самаре. Фото: Галерея современного искусства «Виктория»

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»