Сезон Сезанна: Экс-ан-Прованс возвращает себе великого уроженца
Усадьба Жа-де-Буффан, в которой Поль Сезанн провел многие годы, обрела сейчас вид, близкий к состоянию на вторую половину XIX века. Фото: Michel Fraisset
Родной город художника открыл для публики его семейную усадьбу Жа-де-Буффан. Ей же посвящена крупная выставка Поля Сезанна в местном Музее Гране, экспонаты которой по преимуществу одолжены из других мировых институций
Программа событий и выставок, которые пройдут в родном городе художника, Экс-ан-Провансе, получила название «Сезанн-2025». Она приурочена, как сказано в пресс-релизах, к «году, когда город наконец воссоединится со своим самым знаменитым жителем». Сезон начался с двух важных открытий — его родового гнезда Жа-де-Буффан, где недавно завершилась реставрация, и большой выставки в Музее Гране «Сезанн в Жа-де-Буффане» (до 12 октября) — ретроспективы творчества художника за те 40 лет, что он прожил в поместье.
Поначалу кажется странным, что выставка Поля Сезанна (1839–1906) в Экс-ан-Провансе подается как событие из ряда вон выходящее. Горная гряда Сент-Виктуар, которую он писал более 80 раз, — часть местного пейзажа, узнаваемого во всем мире. Окрестные сосновые боры и лавандовые поля неотделимы от экспериментов художника с цветом и объемом; это небо, даже затянутое тучами, воспето в его творчестве. Сезанн похоронен с одной стороны горы, на кладбище Сен-Пьер — и именно по этой причине Пабло Пикассо (1881–1973) покоится с другой стороны. Когда Пикассо купил замок Вовенарг, он сказал своему парижскому дилеру Даниелю-Анри Канвейлеру, что приобрел «Сент-Виктуар Сезанна» — но не картину художника, которого он называл своим единственным учителем, а кусок настоящей горы.
Брюно Эли, работавший заместителем директора Музея Гране в 1980-х годах, рассказывает, что в то время Экс был «городом без Сезанна». Теперь, став директором, Эли вместе с Дени Кутанем, его предшественником и нынешним президентом Общества Поля Сезанна, курирует программу «Сезанн-2025».
В 1906 году музей мог бы пополнить свою коллекцию 100 произведениями Поля Сезанна, которые тот предложил завещать ему перед смертью. Но тогдашний директор Анри Понтье недальновидно отказался от щедрого дара, и это аукнулось городу. Эксу пришлось дожидаться 1980-х годов, чтобы заполучить хотя бы несколько картин Сезанна во временное пользование — благодаря долгосрочной выдаче из парижского Музея Орсе.
Теперь даже «средние» работы Сезанна продаются за десятки миллионов долларов, а лучшие — за сотни миллионов. По словам Эли, маловероятно, чтобы Франция, не говоря уже об Эксе, когда-либо смогла позволить себе приобрести еще одного Сезанна.
Реставрация дома, медленная и дорогостоящая, не обошлась без важных открытий. Фото: Ville d'Aix-en-Provence
Полю было 20 лет, и он изучал право, когда его отец Луи-Огюст Сезанн купил дом и ферму на тогдашней окраине Экса, ныне представляющей собой ничем не примечательный спальный район. После смерти матери в 1899 году Поль и его сестры продали дом семейству Гранель-Корси, во владении которого он оставался почти столетие. В 1994 году Гранель-Корси, в свою очередь, продали особняк городу, но сохраняли при этом право пользования им вплоть до смерти последнего члена семьи в начале 2000-х годов.
Реставрация дома, медленная и дорогостоящая, не обошлась без важных открытий. В 2023 году в Большой гостиной обнаружили фрагменты фрески. Впоследствии названная «Вход в порт» (1864), она стала неожиданным десятым дополнением к серии работ, которые Сезанн писал прямо по штукатурке. Когда семейство Гранель въехало в дом, по их просьбе большинство из этих фресок перенесли на холсты, а затем продали музеям по всему миру. «Игра в прятки» (1862–1864) — панно шириной 2 м, написанное поверх нижней части «Входа в порт», — теперь хранится в Музее Наката в Японии. То, что осталось от первой фрески, когда-то просто заштукатурили и забыли.
Центральным элементом выставки в Музее Гране стала реконструкция той самой Большой гостиной. Эли и Кутань договорились о том, чтобы на время получить 70% оригинальных работ. Среди панно, которые впервые воссоединились, показано упомянутое произведение из японского музея, а также «Времена года» (1860–1861), предоставленные парижским Пти-пале. Еще одним важным экспонатом стал портрет «Отец художника, Луи-Огюст Сезанн» (около 1865). Национальная галерея в Лондоне согласилась одолжить его, несмотря на действующий в настоящее время в связи с празднованием 200-летия институции запрет выдачи произведений на сторонние площадки.
Выставка открывается рассказом о начале пути Сезанна — обучении в художественной школе Экса, функциональным приложением к которой изначально и был Музей Гране. Долгое время единственным произведением Сезанна в местной музейной коллекции была работа того периода — академический этюд обнаженной мужской натуры, обнаруженный в 1925 году.
Семья и друзья — второй тематический блок. Среди привезенного на выставку в Экс — «Отец художника, читающий газету „Л’Эвенман“» (1866) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Присутствует в экспозиции и другая ранняя работа — «Портрет Эмиля Золя» (1862), первая картина Сезанна, которую Музей Гране смог приобрести в 2011 году.
Поль Сезанн. «Дом и ферма в Жа-де-Буффане». 1885-1887. Фото: National Gallery Prague
Благодаря расширению выставочных пространств, на втором этаже удалось разместить подборку пейзажей Сезанна, охватывающих все периоды его творчества. Особой гордостью для Эли стал «Дом и ферма в Жа-де-Буффане» (1885–1887), который кураторы неоднократно просили на время у пражской Национальной галереи. И разумеется, на выставке показано несколько видов горы Сент-Виктуар, включая предоставленный частным коллекционером вариант 1888 года, приобретенный в 2022 году на аукционе за $137,8 млн.
Жители Экс-ан-Прованса по сей день с ужасом вспоминают август 1989 года, когда в горах случился пожар, бушевавший три дня. Более 2 тыс. спасателей боролись с пламенем. Тогда выгорело почти 6 тыс. га леса. Эли помнит, как в ночи пламя очерчивало гору — зрелище поистине дантовское. По его словам, вид того, как горит любимый пейзаж Сезанна, стал для него глубокой травмой и трагедией. Через девять месяцев он и Кутань, тогда директор музея, смогли организовать крупную выставку «Сент-Виктуар Сезанна», на которую собрали около 70 работ — успех для любого куратора. Она открылась 35 лет назад — 15 июня 1990 года. С появлением программы «Сезанн-2025» город вновь заявляет свои права на знаменитого земляка.