Выставки

Шагал: фокусировка на родине

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год

Пушкинский музей, слава богу, возвращается к таким выставкам, ради которых ломают билетный сайт и отстаивают гигантские очереди. В качестве героя был выбран Марк Шагал, а созданием проекта занимаются, в отличие от прежней практики ГМИИ им. А.С.Пушкина, приглашенные звезды — известный специалист по периоду, куратор из Государственного Русского музея Евгения Петрова и архитектурное бюро Planet9.

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка, собранная в короткие сроки, сосредотачивается на том периоде творчества Шагала, который максимально доступен для российского музея в текущих политических условиях, а именно на времени, когда художник жил в России: конец 1900-х — 1922 год. Впрочем, дело не только в ограниченности выбора. Как рассказала нашему изданию Евгения Петрова, сфокусировавшись именно на этой стадии, есть возможность сделать проект, отличающийся от предыдущих крупных монографических выставок о Шагале, прошедших в 2005 году в Третьяковке и Русском музее. Тогда в Россию впервые были привезены иностранные работы Шагала, что вызвало к ним острый интерес и оставило плодотворное русское десятилетие в некоторой тени. Теперь же его можно показать выпукло. «В работах Шагала русского периода есть своя большая особенность, что определило своеобразие этой выставки, — рассказывает Петрова. — Они резко отличаются от того, что он писал в Париже».

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Более того, книга Марка Шагала «Моя жизнь», по словам куратора, написана им именно с целью объяснить оставшейся в России публике свои произведения, непонятые ею, в то время как за рубежом он уже был знаменит. «Шагал был очень огорчен, обижен, он хотел, чтобы его современники, зрители и критики, поняли его творчество так, как он это хотел. Поэтому он написал книгу, — говорит Евгения Петрова. — Она писалась примерно с 1914 по 1922 год. И это практически комментарии к работам русского периода. Он упорно боролся за то, чтобы ее издать, однако на русском она была напечатана только в 1980-е годы в переводе с французского». Тексты из книги, использованные при подготовке выставки, сделали ее более приближенной к современной публике, предоставив возможность, как считает куратор, «и нынешним нашим зрителям глазами Шагала посмотреть на его произведения».

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

На выставке представлены практически все доступные произведения Шагала данного периода: картины из Третьяковки и Русского музея, одна из Национальной картинной галереи Армении (это единственный иностранный участник; белорусские экспонаты относятся к другому периоду, и их везти не стали), а также работы из частных коллекций. В самом ГМИИ им. А.С.Пушкина Шагала очень мало, есть лишь графика.

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

«Обращение Пушкинского музея к Шагалу весьма логично в русле его исследования, — объясняет куратор. — Вспомним выставку 1987 года». Тогда под руководством вдовы художника Валентины Бродской музей организовал выставку, приуроченную к 100-летию со дня рождения Шагала. Это было знаковое событие, ознаменовавшее его возвращение на родину после десятилетий забвения. А идея полномасштабной выставки в Пушкинском впервые была высказана еще в 1973 году, когда художник посетил музей.

Выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Центром экспозиции в Белом зале стала реконструкция зрительного зала Еврейского камерного театра, для которого художник в 1920 году расписал девять панно. Впервые широко представлен цикл рисунков, посвященных Первой мировой войне, — свидетельство того, как чутко художник реагировал на суровую реальность, окружившую его «сказочный» Витебск. Кроме того, посетители увидят иллюстрации Шагала к сказкам Дер Нистера и саму книгу, опубликованную лишь однажды, в 1917 году, на идише.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Марк Шагал. Радость земного притяжения»
До 15 марта

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»