Выставки

Тонкости чайных церемоний раскрывают в Музее Востока

Коробочка для благовоний. Япония, начало XIX в. Фрагмент. Фото: Музей Востока

Выставка «Пять стихий чая» в московском Музее Востока приурочена к 500-летию одного из изобретателей чайной церемонии, известного под именем Сэн Рикю. В витринах — керамика, изделия из лака, гравюры, фигурки нэцке и многое другое

Выставка «Пять стихий чая» посвящена уникальной и сакральной церемонии японского чайного действа тя-но ю. Культура чаепития формировалась в стране столетиями, эстетика этой практики затрагивает многие аспекты жизни японцев, включая дизайн домов и садов, а также особый этикет.

Чайная церемония была разработана выдающимися мастерами Дзёо Танэко и Сэн-но Соэки, известным под именем Сэн Рикю. Именно к 500-летию со дня его рождения и приурочена выставка. Экспозиция представляет собой ретроспективу предметов, связанных с миром чайной церемонии. Большинство экспонатов происходят из фондов Музея Востока, но есть и вещи, предоставленные частными коллекционерами.

Чаша для чая. Япония. XVII-XIX вв. Фото: Музей Востока

Керамика Японии, а также Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии XIII–XXI веков, изделия из лака, дерева и металла, живопись, которая сопровождала чайные собрания, украшая нишу токонома в комнатах, находят свое место в витринах выставки. Гравюры позволяют увидеть порядок проведения церемонии в домашнем обиходе конца XIX века, а мелкая пластика — нэцке и окимоно — раскрывает характеры чайных мастеров, увиденные глазами художников-резчиков.

Следуя образцу китайской сунской чайной церемонии, японские монахи разработали собственный ритуал чаепития. В нем были объединены четыре основных принципа: гармония (ва), почтительность (кэй), чистота (сэй) и тишина, покой (сэки). Для церемонии использовалось специальное строение — чайный домик тясицу, которому был придан вид крестьянского жилища с соломенной крышей. Затем к нему присоединился сад. Растения и садовые постройки должны были имитировать природную случайность и беспорядок, внушающий спокойствие. Совместное распитие чая превратилось в настоящую духовную практику — посуда, детали чайного домика и настроение участников имели в церемонии символический смысл.

Фрагмент экспозиции «Пять стихий чая». Фото: Музей Востока

Мастер Рикю отдавал предпочтение простым деревенским предметам японского изготовления, а не дорогим китайским изделиям, которые были модны в его время. Из-за этого чайный мастер часто расходился во взглядах с правителями. И хотя Рикю и не являлся изобретателем философии ваби-саби, которая находит красоту в самом простом, он стал одним из тех, кто повлиял на ее популяризацию на родине и за ее пределами, внедрив эти принципы в чайную церемонию.

Сегодня существует три иэмото, или «главных дома», японского метода приготовления чая, которые наследуют древним традициям: Омотесэнкэ, Урасэнкэ и Мушакодзисэнкэ. Все они посвящены передаче учения их общего основателя, Рикю. 

Музей Востока
«Пять стихий чая»
До 18 сентября

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»