Выставки

Третьяковская галерея показывает избранные картины раннего Николая Милиоти

Николай Милиоти. «Портрет Марины Цветаевой». 1922. Фото: Частное собрание/Государственная Третьяковская галерея

«Из волшебного грота Николая Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок», — так писал поэт Сергей Маковский после легендарной выставки «Голубая роза» в 1907 году. Его опыт можно повторить в Третьяковке

Имя Николая Милиоти (1874–1962) незаслуженно находится в тени соратников по «Голубой розе» и «Миру искусства». Всю свою долгую жизнь он много работал, но наследие его дошло до нас в неполном виде. Отчасти виной этому пожар в парижской мастерской Милиоти, который в 1957 году уничтожил значительную часть произведений, разорив художника и ускорив его уход из жизни. Однако еще задолго до этой трагедии, уезжая в эмиграцию, Николай Дмитриевич сетовал на собственную беспечность, в результате которой он растерял при переездах и на заграничных выставках множество работ, остался один, вне школ и течений, не представленный «в переполненных новыми картинами музеях».

Николай Милиоти. «Пастораль». 1905. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Биография Милиоти выделяется драматизмом даже на фоне богатого драмами века. Выходец из очень богатой семьи — и закончил жизнь в нищете; символист с тонкой душевной организацией — и боевой офицер, герой Первой мировой войны; имел большой успех в США — и вынужден был покинуть страну из-за нелепого стечения обстоятельств. Работы периода эмиграции рассеяны по европейским собраниям; выставка в Третьяковке объединила живописные и графические произведения дореволюционного периода творчества Милиоти из собственных фондов и частных коллекций. Весьма камерная, состоящая из полусотни экспонатов в одном зале, она тем не менее заслуживает самого пристального внимания.

Государственная Третьяковская галерея
«Николай Милиоти. Избранное»
До 10 марта

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»