Выставки

В Выксе зрителей приглашают в первую хрущевку

Николай Розанов. Эскиз экспериментального панельного дома в Выксе. Фасад. 1958. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Выставка-исследование «Счастливая жизнь в квадрате» рассказывает о социальном эксперименте 1958 года с типовым жилищным домостроением и находит исторические корни панелек в авангарде 1920-х годов

В послевоенные годы проблема жилищного кризиса, усугубившаяся необходимостью восстановления разрушенных городов, остро стояла не только в Советском Союзе, но и во многих странах Европы, да и на других континтентах. В СССР полигоном для реализации идей массового строительства была выбрана Выкса — город, где функционировал огромный железобетонный завод, находившийся в подчинении Госстроя и располагавший собственным конструкторским бюро. Именно в Выксе, на улице Красные Зори, в 1958 году под руководством архитектора Николая Розанова был возведен первый экспериментальный четырехэтажный панельный дом типовой серии 1-464. Пять лет спустя по всей стране уже работало 200 домостроительных заводов, выпускавших панели выксунской серии.

Строительство экспериментального панельного дома в Выксе. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Осенью 2025 года круг замкнулся: в Выксе открылся выставочный проект «Счастливая жизнь в квадрате», призванный напомнить о полузабытом, но важном эпизоде в архитектурной истории страны. Курирует выставку Марк Акопян, искусствовед, сотрудник Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева. Строгую, в серых тонах экспозицию в зале Музея истории Выксунского металлургического завода выстроил архитектор Сергей Неботов. Плоские витрины отсылают к кульманам проектных мастерских, супрематические силуэты подиумов — к эпохе русского авангарда, «Архитектонам» Казимира Малевича. С одного из них, «Альфы» (1920), начинается выставка.

Концепция многоквартирного панельного дома как универсального места обитания родом как раз из 1920‑х. Об этом на выставке напоминают проект Николая Ладовского «Архитектурное явление коммунального дома» и экспериментальные разработки на тему «Цвет и пространственная композиция» Владимира Кринского, введшего во ВХУТЕМАСе дисциплину «Цвет». Увы, концепция Кринского о том, что большая архитектура получается при внедрении цвета в здание, состоящее из типовых элементов, реализована не была, панельки так и остались без цвета.

Алексей Рухлядев. Проект реконструкции и надстройки жилого дома. Фасад. 1923. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Словом «квадрат», фигурирующим в названии выставки, куратор напоминает о супрематической идее программирования человека будущего через программирование архитектуры. Дабы продемонстрировать, что и современным художникам идея стандартизированного типового жилья не безразлична, на выставке присутствуют работы Александра Гронского, Павла Отдельнова и Александры Паперно.

Вторая часть проекта проходит непосредственно в квартире того самого легендарного панельного дома на улице Красные Зори, 23. Хозяева одной из двушек любезно предоставили ее на три месяца для обустройства выставки, рассказывающей о человеческом опыте обживания типового пространства. Стены здесь оклеены историческими обоями, стоит аутентичная мебель. Есть советское руководство, как делать мебель своими руками, старый радиоприемник, телевизор, транслирующий видеоинтервью с жителями дома. Для объемного восприятия эпохи на кухне найдется банка с запахом жареной картошки, в гостиной — банка с запахом старых книг. 

Музей истории ВМЗ
«Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР»
До 18 января

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»