Викторианский Лондон оживает в Петербурге

Сцена из спектакля «Трехгрошовая история». Фото: театр им. Комиссаржевской
Алексей Франдетти превратил «Оперу нищих» в музыкальный аттракцион на сцене Театра им. Комиссаржевской
Театр им. В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге станет площадкой для громкой премьеры: главный популяризатор жанра мюзикла в России Алексей Франдетти представляет спектакль «Трехгрошовая история» — смелый эксперимент, где сатира XVIII века встречается с эстетикой кабаре и музыкой Курта Вайля.
Постановка, заявленная как музыкальный спектакль по мотивам пьесы Джона Гея «Опера нищих», будет показана с 19 по 22 декабря и обещает стать одним из самых амбициозных проектов сезона, объединив звезд музыкального театра и драматическую труппу в декорациях викторианского Лондона.
Режиссер, которого критика давно окрестила «локомотивом российского музыкального театра» (в его послужном списке — три «Золотые маски» и хиты вроде «Суини Тодда» в Театре на Таганке и «Стиляг» в Театре наций), на этот раз обращается к истокам жанра. В основе сюжета — легендарная «Опера нищих» Джона Гея, но в авторской переработке. Франдетти выводит на авансцену реального прототипа капитана Макхита — знаменитого вора Джека Шеппарда, чьи дерзкие побеги из тюрем в 1720-х годах сделали его народным кумиром Лондона.

Актеры перед спектаклем «Трехгрошовая история». Фото: театр им. Комиссаржевской
Однако «Трехгрошовая история» — это не историческая реконструкция, а, скорее, постмодернистский коллаж. Сатирическая проза эпохи Просвещения здесь вступает в диалог с музыкой XX века — зонгами Курта Вайля. Именно Вайль, соединивший немецкий академизм с джазовой интонацией, создал музыкальный язык, идеально подходящий для описания социального дна и предчувствия перемен. Спектакль открывается знаменитой «Балладой о Мэкки-Ноже», ставшей мировым стандартом благодаря Луи Армстронгу, Элле Фицджеральд и Фрэнку Синатре, что сразу задает тон всему действу: баланс между высокой оперой и уличной балладой.
Музыкальный супервайзер проекта Елена Буланова предложила для академической сцены неожиданное камерное решение. Громоздкий оркестр заменен лаконичным, но выразительным составом: одно фортепиано, за которым работает сразу несколько артистов, и аккордеон, позволяющий музыкантам свободно перемещаться в пространстве.
«Мне хотелось создать настоящий аттракцион — рискованный, экспериментальный», — комментирует Алексей Франдетти. По словам режиссера, работа над спектаклем велась в режиме карт-бланша, предоставленного художественным руководством театра. Эта свобода позволила команде уйти от классических клише мюзикла в сторону более сложной формы.

Алексей Франдетти. Фото: театр им. Комиссаржевской
Визуальное решение спектакля, созданное постоянным соавтором Франдетти художницей Анастасией Пугашкиной, отсылает к мрачной эстетике викторианской Англии. Следуя принципу «из ничего — нечто», сценография работает на контрасте минимализма и выразительной фактуры, создавая пространство, где преступный мир становится зеркалом общества.
Особое внимание привлекает кастинг. В премьерных показах заявлен звездный состав, объединяющий ведущих артистов двух столиц. В главных ролях на сцену выйдут лауреат «Золотой маски» Иван Ожогин, хорошо знакомый петербургской публике по «Балу вампиров», и звезда жанра мюзикла Кирилл Гордеев. Вместе с ними — актеры труппы Театра им. Комиссаржевской: заслуженные артисты России Александр Большаков и Евгений Иванов, Анна Вартаньян, Иван Васильев и Елизавета Нилова.
Для Виктора Минкова, директора и художественного руководителя театра, этот проект — стратегический шаг. «Ключевая цель этой постановки — показать мультижанровость артиста. Мюзикл — один из самых требовательных жанров: здесь нужно не только виртуозно танцевать, но и убедительно играть», — отмечает он, называя собранную команду настоящей «командой мечты».
Помимо этого, премьера «Трехгрошовой истории» призвана предложить зрителю новый взгляд на природу музыкального театра — как искусства, способного одновременно быть развлекательным аттракционом и острой социальной сатирой.




