Выставки

Выставка «Границы видимости»: фасеточное зрение против академических шор

Александр Лавров. Инсталляция «‎Альбом». Фото: ЦСИ Винзавод

Программа «Винзавод. Гравитация» — стратегическая для центра современного искусства в 4-м Сыромятническом переулке. Это попытка собрать современное искусство в антологию, и «Границы видимости» — вторая часть этой антологии

Дебютный проект «Чего ты боишься?» под кураторством Елены Селиной предлагал посмотреть своим страхам в лицо и побороть их действием. Он собрал 28 выпускников «Открытых студий» «Винзавода». Вторая глава, «Границы видимости», тоже о смене фокуса зрения и уже включает работы более 40 авторов — от мэт­ров до молодых художников. Куратор проекта историк искусства Сергей Хачатуров предлагает использовать периферийное зрение, чтобы заглянуть в мир, который недоступен прямому взгляду.

Экспозиция, занявшая Цех белого и Цех красного, состоит из пяти разделов. Каждый описывает точку зрения, конфликтную по отношению к центральному зрению: «Боковой обзор», «Слепое пятно и точка фиксации», «Послеобразы», «Щель и порез в перспективной коробке», «Таблица Амслера». Кураторская концепция не только опирается на законы оптики, но и служит метафорой «драматического переворота новой идентичности человека в современном мире, особенностей его рецепции». По словам Хачатурова, это попытка уловить «не систему, а поток, не конструкцию, а энтропию, не целое, а сеть разорванных фрагментов». Такой подход определил круг приглашенных художников — «способных отказаться от академических шор ради фасеточного зрения». Мозаика неочевидного, построенного на физиологии и психологии зрения, складывается методом индукции — от частного к общему.

Команда «Той». «Фотозона». Фото: ЦСИ Винзавод

Характерный пример — инсталляция Владимира Потапова «Как из прошлого сделать настоящее, или Сколько настоящего в настоящем». Советские эмалированные чашки, металлические кастрюли, чайники, кофейники, сковороды он буквально выворачивает наизнанку. Личные вещи с бытовой историей, которые стали свидетелями прежнего мира, художник деформирует так, чтобы показать, «в каком виде все это возвращается сегодня». Другой пример — от художника Саяна Байгалиева. Живописное полотно «Между этажами» — о состоянии «не там и не тут». Оно наглядно демонстрирует привычное под другим углом зрения: домашняя обстановка показана сверху, пространство квартиры перемежается лестничными пролетами, изломанными частями зоны жизни, раскалывая ее на фрагменты.

Впрочем, ощущение нестабильности и дезориентации исходит не только из восприятия сего дня, но и из понимания искусства, его иноприродности. Осмыслят эту тенденцию не только большой выставкой, этапной для «Винзавода», но и с помощью книги — исследования из двух частей. Одна представит работы участников в формате каталога, другая — статьи специалистов из различных сфер, от врачей-окулистов и психологов до художников и экспертов в области оптических иллюзий. Вопросы видения будут рассмотрены с физиологической, метафорической, культурологической и антропологической позиций.

Екатерина Герасименко. «Лестница» из проекта «Конец контактной подвески». Фото: ЦСИ Винзавод

В этом контексте резонно вспомнить то, о чем Хачатуров в своей концепции не упоминает. В начале ­2000-х британский художник Дэвид Хокни и американский физик Чарльз Фалько выдвинули резонансную гипотезу, согласно которой прогресс живописной школы (в первую очередь эпохи Возрождения) связан с развитием технологий и использованием художниками оптических инструментов вроде камеры-обскуры и сферических зеркал. Многие критиковали Хокни, доказывая, что упомянутые им художники вполне могли писать свои полотна безо всяких технических помощников. Однако, кажется, саму суть процессов в искусстве британец угадал. Спустя четверть века это становится очевидным. 

Центр современного искусства «Винзавод»
«Границы видимости»
До 29 июня

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»