Выставки

Бирюльки и другие винтажные формы досуга в Оружейной палате

Шахматы из тридцати двух фигур в футляре. Россия. До 1766. Фото: Музеи Московского Кремля

Знаете, чем нарды отличаются от триктрака? А что такое хнефатафл? Выставка в Музеях Московского Кремля исследует настольные игры и головоломки, за которыми коротали свободное время наши предки, от простых крестьян до императоров

Итак, бирюльки. Игра на сообразительность и мелкую моторику: нужно специальным крючком вытащить крохотную тонкую палочку (собственно, бирюльку) из кучки других бирюлек, не задев их. Играли в бирюльки и в XVIII веке, и в начале XX, и взрослые, и дети, и аристократы, и простолюдины, и друг с другом, и в одиночестве. Сегодня «игра в бирюльки» — синоним безделья, но известно, например, что ею увлекался Петр I, который уж точно бездельником не был. В камер-фурьерском журнале за 1722 год встречается запись, что 22 февраля «его величество работал в токарне, играл в бирюльки». Есть основания предполагать, что император самолично и вытачивал миниатюрные фигурки для игры. Бирюльки отличались разнообразием размеров — от 1,5 до 10–11 см, а еще материалами и богатством декора; современному зрителю они напомнили бы очень роскошные шпажки для канапе с изысканными навершиями в виде пилы, лопаты, трезубца, гарпуна, морского конька…

Бирюльки в коробочке. Западная Европа. Конец XVIII в. Фото: Музеи Московского Кремля

Мы, кажется, увлеклись бирюльками. А ведь есть еще гусек, солитер, хнефатафл, триктрак, шахматы, карты, наконец. Это лишь часть экспонатов, представленных на выставке «Во что играли наши предки». Она проходит в вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля все лето и первую декаду осени. Кураторы Нина Павлова и Людмила Шанская отобрали из фондов Музеев Кремля принадлежности для «игр, в которые играют сидя» (говоря словами одного старинного манускрипта) — разнообразные «настолки» и головоломки. В описании выставки цитируется нидерландский философ и историк Йохан Хёйзинга, который отмечал, что игра в значительной мере лежит в области эстетического и «в этом несовершенном мире, в этой сумятице жизни она воплощает временное, ограниченное совершенство».

Экспонат, с которого все началось и благодаря которому выставка обрела свое воплощение, связан с еще одной коронованной особой, и тоже весьма деятельной — Екатериной II. Нина Павлова рассказала нашему изданию об этом экспонате: «Шахматы в футляре, выточенные императрицей из слоновой кости и подаренные ею в 1766 году Ивану Ивановичу Бецкому, ее личному секретарю и президенту Императорской академии художеств, свидетельствуют, что Екатерина II была знакома с ручным трудом, а также о том особом значении, которое придавалось шахматной игре (и другим настольным) во второй половине XVIII века».

На выставке также показывают изготовленные по распоряжению императрицы для карточной игры при дворе прорезные тарелки с ее гравированным личным девизом: изображением пчелы, в улей мед приносящей, и надписью «Полезное». «Кстати, с картами связана и личность Бецкого, — продолжает куратор. — По его инициативе привозные карточные колоды стали облагать пошлиной, а денежные сборы шли на благотворительность — содержание воспитательных домов».

Шахматные фигуры. Россия, XIII-XVI вв. Фото: Музеи Московского Кремля

В экспозиции представлено около 80 игровых наборов и множество отдельных предметов. Самые старые — костяные и деревянные шашки и шахматные фигуры, найденные на территории Кремля в слоях XIII–XVII веков.

Тема экспозиции, несмотря на демократизм и кажущуюся легкость, потребовала от создателей большого погружения в неоднозначный материал. Многие игры не дошли до нашего времени, у сохранившихся — значительно изменились правила. Исследования, посвященные, например, ранней истории шахмат, дискуссионны и содержат больше вопросов, чем ответов. Так, в Музеях Кремля хранится комплект для шахматной игры на доске со 192 клетками, в которой принимали участие четыре человека.

«Осознать, почему такие изменения происходят, попытаться через популярные в то или иное время игры понять, что определяло сознание человека, очень непросто, — подчеркивает Нина Павлова. — В этом, наверное, заключается главная ловушка: мы не должны пытаться интерпретировать такое явление, как игра, с позиции современности. Напротив, необходимо смотреть на игры через призму ценностей того или иного исторического периода».  

Музеи Московского Кремля
«Во что играли наши предки»
До 11 сентября

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»