Выставки

Дмитрий Цветков спел искусству колыбельную

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts

В Ruarts идет выставка под ироничным названием «Песенка спета». Эстетика нотного письма, очевидно, вдохновляет Дмитрия Цветкова своей экспрессивностью, которую художник доводит до абсолюта. А еще населяет нотный стан своими фирменными человечками

Московский художник Дмитрий Цветков более всего прославлен текстильными работами — это расшитые блестками и бархатом телогрейки и шинели или странные объекты. Например, «Мягкая Родина» — огромная карта России из красной шерсти, подбитая синтепоном, с прошитыми границами регионов и местами украшенная жемчугом. Именно эта работа дала название первой выставке фонда Ruarts, прошедшей в 2021-м в его новом помещении в районе Арбата.

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts

Текстиль и вышивка не единственная техника, в которой работает художник (он родился в 1961 году в Коломне, окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова как художник-монументалист). Одна из основ его визуального языка — знак, человечек: он может украшать лист бумаги, или, как орден, быть нашит на шинель, или выступать как отдельный объект. Этот «цветковский народ» родился давно, еще в 1987 году, на памятной XVII Московской молодежной выставке. «Цветков принес (с запозданием, к самой уже развеске) громадные рулоны, изрисованные сверху донизу и справа налево крошечными, но очень активными человечками, — писал искусствовед Юрий Герчук в тексте 2003 года. — Теперь эти цветковские персонажики, с их мультипликационной подвижностью, деловитым муравьиным кишением, неисчислимой множественностью и безличностью, нам хорошо знакомы. Художник рисует их снова и снова, добавляет понемногу в другие циклы».

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts

На выставке «Песенка спета» человечки тоже есть — только теперь они притаились среди нот на нотных станах. С самого начала (а первые нотные рисунки созданы 20 лет назад) эти «колыбельные», или «песенки», как называет их художник, фиксируют несуществующую музыку на строчки его любимых поэтов. Среди них Иосиф Бродский, Николай Олейников и Лукреций. «Когда я рисую свою „мелкую бисерную нечисть“, сочиняется музыка — странная, сделанная из крючков и человечков, понятная только мне. Я не учился в консерватории и не занимался сольфеджио, в моем случае это не так важно. Я рисую свою музыку, рисую кропотливо и медленно. Бороться с этим невозможно, это часть меня», — комментирует проект художник.

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts

В галерее Ruarts, помимо графических нотных листов — а их на выставке более 20, отдельные человечки в виде фигурок пристроятся на стенах, изображая «объемную музыку». Кроме того, будут представлены объекты в виде барабанов и виолончели. Эти симулякры, созданные художником, поддерживают некую неслышную мелодию. «Объекты: мягкие барабаны и четыре смычковых инструмента — скрипка, альт, виолончель и контрабас. Бархатные, плюшево-ватные — на них можно спать, но звуков они не производят. Они — Молчащая музыка», — объясняет художник. 

Галерея Ruarts
«Песенка спета. Персональная выставка Дмитрия Цветкова»
До 2 июля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»