Выставки

Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации

Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности

В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Под знаком Рубенса». По словам куратора, доктора искусствоведения Вадима Садкова, идея выставки состояла в том, чтобы собрать воедино лучшие образцы фламандской живописи XVII века из частных коллекций и региональных музеев, то есть найти и показать то, что публика еще в таком составе никогда не видела.

Николас Каве. «Сокол и битая птица». Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В российских музейных собраниях вне столиц фламандская живопись XVII века — редкость. В эпоху, когда из мастерских Рубенса или ван Дейка выходили грандиозные многофигурные полотна (то, что позднее назовут фламандским барокко), в России не было даже интерьеров, куда эти масштабные вещи можно было повесить. (Дворцы с высокими потолками появились при Растрелли, в эпоху Елизаветы Петровны.) В конце XVIII — начале XIX столетия, в золотой век русского коллекционирования, взгляды знати, приобретавшей искусство, были обращены в первую очередь на Италию и Францию. Фламандцев тоже покупали, но не так массово.

Франс Франкен Младший «Триумф Вакха». Фото: Тульский музей изобразительных искусств

В советское время лучшие вещи старых мастеров попали в Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина. Региональные же музеи пополняли свои собрания из источников не так чтобы мелких, но загадочных — из национализированных усадеб и провинциальных городских особняков. Во многих региональных музеях до сих пор отыскиваются шедевры. Выявить эти, как написано в пресс-релизе, «жемчужины рассыпавшегося ожерелья» и было вызовом для организаторов выставки.

В результате экспонаты предоставили девять музеев. Их дополнили произведениями из частных коллекций. Всего же удалось собрать 67 работ.

Зритель увидит вещи из ведущих фламандских художественных мастерских — Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Давида Тенирса Младшего.

Апофеозом выставки, давшим ей название, стало «Коронование Роксаны Александром Македонским» кисти Питера Пауля Рубенса и мастерской из собрания Виктора Некрасова. На суд публики работа представлена впервые, и это можно считать сенсацией. Перед нами эталонный Рубенс, чувственный (если не сказать сексуальный) по сути и виртуозный по своей живописной форме.

Питер Пауль Рубенс и его мастерская. «Коронование Роксаны Александром Македонским». Фото: Собрание Владимира Некрасова

Выставка демонстрирует широчайший спектр жанров — от монументальных многофигурных картин на мифологические и исторические сюжеты, как, например, «Венера и Марс» мастерской (?) ван Дейка из музея-усадьбы «Архангельское», «Царица Савская перед Соломоном» Франса Франкена II из Серпуховского историко-художественного музея, «Мелеагр и Аталанта» Жака (Якоба) Йорданса из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, до пейзажей («Горный пейзаж с часовней» Тобиаса Верхахта, прежде приписывавшийся Херри мет де Блесу, из воронежского музея), натюрмортов («Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами» Йориса ван Сона из Ярославля), жанровых сценок («Семейство художника» Гиллиса ван Тильборха из Угличского историко-архитектурного и художественного музея), изящных кабинетных миниатюр Яна ван Кесселя и многого другого.

Якоб (Жак) Йорданс. «Мелеагр и Аталанта» Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Выставку стоит посетить хотя бы из-за трех изумительных парадных портретов: Маргариты Лотарингской (мастерская ван Дейка) из музея-усадьбы «Архангельское», а также супругов де Кройя, герцога Шарля-Александра и Иоланды де Линь, кисти Отто ван Вена из собрания Константина и Валерии Мауергауз. Надо сказать, что богатство и разнообразие коллекции четы Мауергауз всегда поражают. Они часто предоставляют музеям работы для выставочных проектов, и каждый раз мы видим что-то новое. Так и на этой выставке «Портрет молодой женщины в платье с гофрированным кружевным воротником» антверпенского художника Корнелиса де Воса наверняка привлечет повышенное внимание.

Корнелис де Вос. «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником». Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

В целом же выставка дает полное и многомерное представление о феномене фламандской живописи в момент наивысшего ее расцвета, когда искусство Фландрии существовало как индустрия и все процессы в нем (подготовка учеников, производство и продажа картин и прочее) были строго регламентированы. Например, художники не могли продавать произведения, не будучи членами гильдии Святого Луки. У каждого, как сказали бы мы сегодня, раскрученного живописца был свой production — цех с сонмом помощников и подмастерьев. Изготовление картин было делом коллективным: глава мастерской отвечал за общий замысел, иногда доводил уже готовое произведение финальными лессировками и обязательно ставил на него свою подпись. Высокая конкуренция на арт-рынке подталкивала художников к специализации и к кооперации: мастеров пейзажа звали создавать задники в больших исторических и мифологических картинах, а тех, у кого хорошо получались фигуры, приглашали дополнить живым стаффажем пейзажи. Все это противоречит нашим представлениям о подлинном шедевре, целиком и полностью созданном одним гением, но на самом деле, если пролистать историю ретроспективно, модели бытования искусства бывают совершенно разными. Выставка в «Новом Иерусалиме» — это еще и приглашение к разговору о функционировании европейского арт-рынка 400 лет назад.

Ян Вильденс. «Превращение Пиерид в сорок». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Каталог проекта «Под знаком Рубенса» тоже стал примером кооперации. Куратор Вадим Садков — он посвятил выставку своим учителям Ирине Линник (1922–2009) и Юрию Кузнецову (1920–1984) — пригласил коллег из региональных музеев написать о вещах, предоставленных на выставку. По его мнению, искусствоведы на местах лучше знают провенанс произведений, находящихся под их опекой; он же, будучи в курсе общемировых дискуссий о проблемах атрибуции, вписал российских фламандцев в более широкий мировой контекст.

К достоинствам выставки можно отнести очень сдержанный дизайн. Вообще-то, в музее «Новый Иерусалим» любят замысловатые экспозиционные приемы и яркие оттенки, но в данном случае обошлись без особых кунштюков и дырок в стенах, выставочное пространство покрасили сдержанным темно-серым колером, на фоне которого фламандская живопись действительно выглядит россыпью драгоценностей.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»
До 14 мая 2023 года

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»