Литература

Мир Джованни Лоренцо Бернини включал в себя не только мрамор

Джованни Лоренцо Бернини. «Давид». 1624. Фрагмент скульптуры. Фото: Galleria Borghese

Свое новое исследование профессор Ливио Пестилли посвятил не только работам великого скульптора и обстоятельствам его личной биографии, но и жизни вокруг него — во всей ее совокупности

Изогнутое тело «Давида», мраморного изваяния работы Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680), — натянутые мышцы, наморщенный лоб, сосредоточенный взгляд; в такой позе он готовится бросить камень, который поразит Голиафа. В 1624 году, одновременно с рождением этой скульптуры, возник и миф, связанный с ее созданием. Современники утверждали, что Бернини в качестве модели взял собственное отражение в зеркале, которое его заказчик и друг кардинал Барберини, будущий римский папа, держал перед ним. Эта работа лучше других демонстрирует стремление художника визуализировать, по словам Ливио Пестилли, «движения души посредством движения тела».

Livio Pestilli. Bernini and his World: Sculpture and Sculptors in Early Modern Rome. Lund Humphries. 288 с. £60. На английском языке

В книге «Бернини и его мир» профессор Пестилли, в прошлом директор Тринити-колледжа в Риме, не без доли скептицизма обсуждает правдивость этой забавной, но подозрительно экстравагантной истории. Впрочем, значение имеет только то, что эта история вообще была рассказана. Пестилли подвергает сомнению достоверность и ряда других источников XVII века. И задает в этой связи вопрос: какой образ художника был сформирован тогдашними рассказами и с какой целью?

Сохранилось немало свидетельств о времени Бернини, а в последующие столетия учеными написано множество исследований о его жизни и творчестве — от трудов Иоганна Винкельмана в XVIII веке, фундаментальных публикаций Рудольфа Уиттковера и Ирвинга Лавена в середине XX века и вплоть до недавних исследований Женевьевы Уорвик и Каролины Мангоне. Справедливости ради следует спросить: зачем нужна еще одна книга? И такой вопрос автор ставит сам. Но, как подсказывает название книги, она повествует о мире Бернини не в меньшей степени, чем о самом скульпторе.

Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини. Фрагмент. Фото: The Royal Collection Trust

«Калейдоскопический подход», как его называет Пестилли, погружает читателя в атмосферу Италии XVII века. Книга сплетена из биографических деталей на фоне эпохи. В частности, в труде Пестилли обсуждение неаполитанских корней Бернини превращается в исследование региональных предрассудков того времени, а рассказ о его путешествии во Францию в качестве архитектора и консультанта по перестройке Лувра в 1665 году выливается в обсуждение кросс-культурных обменов и международной конкуренции.

Автор книги охватывает множество разных тем — от международной дипломатии и политических интриг до художественного образования и моды. Сюда включены даже трактаты о поэзии и живописи. И каждый рассказ позволяет по-новому взглянуть и на эпоху, и на художественный мир Бернини. Мы видим его влияние и на современников, например на Франческо Моки, и на скульпторов следующих поколений — упомянем хотя бы Антонио Канову. А еще мы узнаем о том, что именно подразумевает автор, говоря о взгляде «другими глазами» на наследие Бернини. 

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»