Паблик-арт-программа «Взгляды» разукрасила Южно-Сахалинск

Антон Спутник. «Перипетия 2/2». Фото: Паблик-арт-программа «Взгляды»
Второй сезон паблик-арт-программы «Взгляды», объединенный темой «Система координат» и подаривший городу 25 новых муралов, вышел за пределы его центральных улиц
Отвечаем на вопрос из песни Михаила Танича и Яна Френкеля «Ну что тебе сказать про Сахалин?»: на острове нормальная погода, а еще — более 80 муралов, созданных в рамках двух прошедших сезонов паблик-арт-программы «Взгляды». В этом году по всему Южно-Сахалинску появилось 25 новых фресок 12 художников из России, Киргизии и Швейцарии.

Александр Гущин. «В тени лучше виден свет». Фото: Паблик-арт-программа «Взгляды»
Архитектура всех северных городов (хотя Южно-Сахалинск сложно назвать «северным», ведь он расположен на широте Сочи, просто с морем не очень повезло) одинаково уныла: широченные продуваемые всеми ветрами проспекты и малоэтажная застройка советского периода. Конечно, даже тогда архитекторы пытались как-то развеселить неуютные пространства, например мозаиками, но не то чтобы с особым успехом.
По словам куратора программы «Взгляды» Александра Мущенко, известного специалиста в области паблик-арта и уроженца региона, во времена его детства и юности в городе не было никакого стрит-арта, даже тегов на заборах (впрочем, их нет и сейчас), а общая атмосфера, как и во многих других промышленных центрах, очень напоминала сериал «Слово пацана». Потом, конечно, начали появляться муралы в рамках каких-то отдельных инициатив, но единая стратегия и строгий кураторский отбор были разработаны лишь два года назад по инициативе губернатора области Валерия Лимаренко, мэра Южно-Сахалинска Сергея Надсадина и заместителя директора Департамента архитектуры Южно-Сахалинска Яны Ермаковой.

Андрей Оленев. «На крыше дома». Фото: Паблик-арт-программа «Взгляды»
Также Мущенко поделился интересным наблюдением, что ранее росписи стен готовились преимущественно по эскизам архитекторов, а у них с художниками диаметрально разные задачи. Художник всегда хочет что-то подчеркнуть, выделить, заострить внимание зрителя, в то время как архитектор видит свою миссию в том, чтобы вписать то, что делает, в ландшафт, закамуфлировать что-то неприглядное. Например, именно в Южно-Сахалинске несколько лет назад был создан самый большой мурал в России (местные жители амбициозно настаивают, что и в мире). Он целиком — от фундамента до крыши — опоясывает заброшенный элеватор изображениями соснового бора, сопки и голубого неба. Задача растворить объект в среде выполнена на ура, однако художники сокрушаются, что на фасаде можно было бы сделать что-то суперинтересное.
В этом году росписи разместились не только на центральных улицах, но и в неприметных подворотнях и отдаленных районах города, названия которых говорят сами за себя: Дальнее, Луговое, Санаторное. По словам местных жителей, муралы стали и украшением, и навигационными точками — местом встреч или ориентиром при построении маршрута. Что вдвойне приятно организаторам, так как тема второго выпуска «Взглядов» — «Система координат».

LPVDA. «Создай свой путь». Фото: Паблик-арт-программа «Взгляды»
Их особая гордость — микрорайон Дальнее, до недавних пор слывший неблагополучным и отчасти маргинальным. Посторонних «благоустроителей» жители первоначально встретили настороженно, однако потом не только одобрили работу художников, но и, загоревшись идеей, стали сами закупать материалы и рисовать собственные сюжеты. В Дальнем художник Андрей Оленев создал целых три произведения в реалистичной манере с элементами сюрреализма: «Турист», вместо рюкзака несущий на спине домики; «На крыше дома», где герой возвышается над городом, используя здания как письменный стол; и «Художник», из-под кисти которого выходит полноводная река.
Пожалуй, самой необычной по технике исполнения работой в центре города стало изображение мальчика с компасом швейцарского автора LPVDA (Антуан Гиньяр), выполненное шлифовкой по дереву. Такой способ декора зданий он использует в Швейцарии для украшения горных шале. В свою очередь, на Сахалине сохранился уникальный вид утепления фасадов хрущевок — вагонкой, что абсолютно не соответствует строительным и противопожарным нормам, однако кое-где встречается как артефакт прошлого.

Shozy. «Сад невидимых тростников». Фото: Паблик-арт-программа «Взгляды»
Художник Shozy работает в техниках анаморфоза и тромплёй — иными словами, создает иллюзии, искривляющие пространство. В прошлом сезоне он особенно полюбился местным жителям работой, где стена панельного дома с окнами как бы выпячивается вперед, поэтому за ней закрепилось народное название «беременный дом». В этом году Shozy дополнил серию еще одним муралом, ломающим геометрию, а также создал менее спектакулярную, но более изящную работу «Сад невидимых тростников», где нет самих растений, а есть лишь тени от них.
Художник Алексей Kislow известен яркими, отчасти безумными работами, часто дополненными изображениями странных, гротескных растений. Художник так комментирует свой мурал «В тени великанов»: «Изучая информацию об острове Сахалин, я узнал о феномене исключительно буйного и очень быстрого роста растительности, в результате которого образуются непроходимые заросли высотой в 2,5–3 м. Этот феномен назван сахалинским высокотравьем. Мне показалось, что это явление неплохо рифмуется с моей манерой стилизации. Я изучил местные растения, выбрал понравившиеся и создал из них композицию на стыке реального явления и сказочного пространства». На втором мурале, «Координация», изображен Антон Павлович Чехов, сидящий на рыбе под зонтиком из лопуха. Как известно, Чехов, прославивший регион в книге «Остров Сахалин», в 1890 году отправился в путешествие совершенно неподготовленным, в частности в городском костюме, который со временем превратился в настоящие обноски. Таким он и изображен — в брюках, жилете, шляпе, но босоногим и очень грустным.

Алексей Kislow. «Координация». Фото: Паблик-арт-программа «Взгляды»
Из прошлого сезона, пожалуй, самой милой стала работа Тимура Форка, где изображены мультяшные животные, сделанные из пластилина. Автор называет свою технику «пластилиновый реализм»: он лепит панно, фотографирует его, а потом уже переносит на стену. Тут есть занятная деталь: поскольку автор скрупулезно изображает каждую мелочь, то на мурале можно найти отпечатки его пальцев. Такой вот парадокс: когда большинство стрит-артистов скрывают свои личность и внешность, Тимур Форк буквально оставляет биометрическую метку.
Поскольку в Южно-Сахалинске пока еще нет визуальной навигации между произведениями искусства, как, например, в Екатеринбурге, организаторы запустили аудиопрогулку по паблик-арту, объединяющую работы десяти художников двух сезонов.
В следующем году команда «Взглядов» решила и вовсе выйти за пределы плоскости и объявила конкурс на создание будущим летом объемных проектов, скульптур и инсталляций, выделяя каждому из финалистов до 4 млн руб. на их реализацию.




