Выставки

Паула, Кете, Габриеле и Марианна: женские пути немецкого экспрессионизма

Марианна Веревкина. «Близнецы». 1909. Фото: Fondazione Marianne Werefkin/Museo Comunale d'Arte Moderna, Ascona

В Британии впервые так подробно показывают творчество четырех немецких художниц-экспрессионисток, каждая из которых по-своему повлияла на формирование европейского модернизма ХХ века

Обнаженная женщина лежит на боку с младенцем у груди. Девочка в красном платье баюкает куклу. Три крестьянки в платках на голове убирают в поле урожай. Это лишь некоторые из новаторских образов, которые создали художницы, работавшие в Германии в конце XIX — начале ХХ века, чьему творчеству посвящена выставка «Создавая модернизм. Паула Модерзон-Беккер, Кете Кольвиц, Габриеле Мюнтер, Марианна Веревкина» в лондонской Королевской академии художеств.

Хотя в Германии все они пользуются заслуженной известностью, в Соединенном Королевстве их работы практически не экспонировались. «Это попытка отдать должное той роли, которую сыграли эти художницы, — рассказывает одна из кураторов выставки, Сара Леа. — Это очень разные авторы с индивидуальными достижениями, но каждая из них по-своему повлияла на развитие модернизма».

Из четырех художниц больше известна в Британии, пожалуй, Кете Кольвиц — пламенная социалистка и создательница антивоенных плакатов. В лондонскую экспозицию вошли ее эскизы, изображающие детей и материнство. Паула Модерзон-Беккер, о творчестве которой рассказывает музей в Бремене, представлена рядом глубоко интимных портретов. Габриеле Мюнтер была одной из основательниц группы «Синий всадник» — важнейшего творческого объединения экспрессионистов, в которое также входил ее партнер Василий Кандинский.

Кете Кольвиц. «Женщина с мертвым ребенком». 1903. Фото: Käthe Kollwitz Museum, Köln

С наибольшим энтузиазмом Сара Леа рассказывает о Марианне Веревкиной, с творчеством которой практически не знакомы в Великобритании. «Это потрясающая художница, — говорит куратор. — Она приехала в Мюнхен из России уже вполне состоявшейся художницей-реалисткой и приняла решение отложить живопись, чтобы поддерживать своего партнера, Алексея фон Явленского. Когда она вновь вернулась к творчеству, ее живописный стиль полностью преобразился».

Веревкина также держала салон, благодаря которому родилось объединение «Синий всадник», и Леа стремится показать его значимость. «Одна из задач выставки заключается в том, чтобы продемонстрировать, как эти художницы создавали условия для формирования новых связей и взаимоотношений. Веревкина объединяла людей, но эти встречи умов, происходившие в ее салоне, до сих пор практически не привлекали должного внимания».

Если другие направления европейского модернизма широко известны и подробно изучены в Великобритании, то немецкий экспрессионизм остается до некоторой степени «серой зоной». «Немецкий экспрессионизм не очень хорошо представлен в наших государственных коллекциях. Но у этих художниц много общего с современной живописью, и темы, которые поднимает нынешняя выставка, очень актуальны. Например, сочетание профессиональной художественной карьеры с желаниями и ожиданиями, связанными с семейной жизнью, вопросы материнства и женской субъектности. На эти темы сейчас ведется активная дискуссия».

«Мы обсуждали, стоит ли включать слово „экспрессионизм“ в название выставки, и решили, что хотим сосредоточиться на каждой из этих женщин как на отдельной личности, которая шла по собственному пути в живописи. Потому что для каждой из них это во многом был поиск индивидуального языка», — добавляет куратор. 

Королевская академия художеств
«Создавая модернизм. Паула Модерзон-Беккер, Кете Кольвиц, Габриеле Мюнтер, Марианна Веревкина»
До 12 февраля

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»