«Свет между мирами»: Нукус встречается с Истрой на ее территории
Николай Карахан. «Поливальщики». 1930. Фото: ГМИ Каракалпакстана им. И.В.Савицкого
Проект в музее «Новый Иерусалим» рассказывает о модной теме русского авангарда из собрания среднеазиатских музеев и одновременно придает ей совершенно новый ракурс, актуализируя советское наследие и трудную работу искусствоведов с этим материалом
Лишь недавно, в прошлом году, завершилась серия выставок в Италии «Узбекистан: авангард в пустыне», где были представлены шедевры из собраний Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе и ташкентского Государственного музея искусств Узбекистана, а термин «туркестанский авангард» (рожденный в московском Музее Востока в 2010 году) попытались заменить на более глобальный Avanguardia Orientalis. В 2017-м из Музея им. Савицкого в Пушкинский привезли 250 произведений на выставку «Сокровища Нукуса». Прямо сейчас на Крымском Валу проходит «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» (до 28 сентября), где, правда, нет картин из Нукуса, однако авторы во многом те же и с тем же видением.
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Владимир Мурудов
На вопрос, в чем же новизна выставки «Свет между мирами» в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» (второй ее участник — тот же нукусский музей), нашему изданию ответила одна из ее кураторов, Надежда Плунгян: «Нашей задачей было не столько объяснить феномен музея в Нукусе, сколько раскрыть для зрителя все еще малоизвестный пласт живописи советского модернизма 1930-х годов, очень глубоко и по-разному осветивший мир раннесоветского человека. Мы одновременно сопоставляем два музейных собрания. Ведь коллекции Нукуса и Нового Иерусалима создавались практически одновременно, и что важно, вдалеке от столиц».
И действительно, собирательский подвиг создателя нукусского музея Игоря Савицкого, который приобретал авангард в 1960–1980‑е годы, тем самым во многом не дав его уничтожить, потихоньку превращается в легенду. А вот то, что в тот же период происходило в Новом Иерусалиме, почти неизвестно. Наверное, и потому, что тут нет терпкой восточной экзотики.
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Владимир Мурудов
«Мы фактически шли по следам Савицкого. Мы приходили в мастерские, к семьям художников и покупали то, что перед нами не купил Савицкий. Списки авторов пересекались», — рассказывает другой куратор выставки, Людмила Денисова, ныне руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим». В 1970-е годы она пришла работать в музей с университетской скамьи, и в этот момент его директор Василий Нижегородов и замдиректора по науке Галина Зеленская поставили перед нею и ее коллегами странную для советского музея задачу — сформировать коллекцию живописи тех авторов, которые официально считались маргиналами, художников 1920–1930-х. «Это искусство, которое нельзя назвать ни авангардом, ни соцреализмом. Оно не вписывается ни в те, ни в другие определения. Это уже не анализ формы, как у авангардистов, а синтез. Собирать такое в те годы было экстраординарно», — считает Денисова.
Сопоставление коллекций двух музеев с помощью 160 произведений 40 художников, таким образом, становится и продолжением разговора, начатого Русским музеем, Нукусом и другими участниками еще в 1989 году выставкой «Авангард, остановленный на бегу», однако теперь уже с новыми, более актуальными оценками.
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Владимир Мурудов
Общим знаковым художником для обоих собраний оказался Александр Волков, что неудивительно. В целом выставка поделена на несколько тематических разделов. Первый, «Мастера нового Востока», показывает формирование национального модернизма. Помимо Волкова, здесь среди авторов Николай Карахан, Урал Тансыкбаев. В числе других разделов — портретный «Лица времени», «Метафизика 1920–1930-х», посвященный философским поискам Соломона Никритина и Климента Редько, а также зал «Открытие нового мира. Объединение „Цех живописцев“», рассказывающий о таких авторах, как Ростислав Барто, Николай Витинг, Александр Шевченко.
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Свет между мирами»
До 8 ноября